Больше рецензий

22 мая 2022 г. 13:22

234

4

Рецензия на книгу «Гайто Газданов», Ольга Орлова; 2003 год

Гайто Газданов для серии ЖЗЛ, личность довольно нетипичная, работы о таких людях редко выходят в широкие массы. Здесь же мы имеет«полноценную» биографию, вероятно первую попытку, написать о Газданове на русском языке.

Автором книги выступила филолог Ольга Орлова,защищавшая по этой теме диссертацию. Но так получилось, что у этой книги должно было быть два автора: О. Орлова и С.Никоненко, (именно так они заключали контракт с издательством), но впоследствии автор остался один а Никоненко пришлось лишь гневно писать о работе с Орловой.

С самого начала, в книге бросается излишняя беллитризированность и урывочность повествования. В главе первой же главе -«Семейный альбом», на страницах 13-15,пять раз цитируется абзацы из «Вечера у Клэр», явный переизбыток цитирование на одну квадратную страницу. Пытаясь показать Гайто как писателя, автор философствует и раздувает излишний пафос из моментов жизни героя, в будущем Орлова будет постоянно к ним возвращаться, объясняя моментами далёкого детства действия тридцатилетнего Газданова. Уже с первой, вводной главы, автор не может построить чёткое и внятно повествование без урывок, отрывисто делая мазки на «холсте», и при этом не получая законченную картину.

В тоже время, автор сколько надо уделяет время эпизодам, которые по всей видимости, глубоко поразили только её – то же пресловутое стояние на руках, на которое делается глубокий акцент.

Также, страницы 18-19, 3 раза по абзацу цитируется«Вечера у Клэр», при этом оставляя цитаты без изменений. Уже на первой главе мы видим, как блекло, показан совсем юный Газданов, автор делает лишь пару штрихов к его «портрету», цитируя лишь самого главного героя.

Цитирование, продолжается и в главе «Время страстей», где речь идёт о предвоенной и военной жизни Гайто. Достаточно поверхностно показа и Гражданская война, где хладнокровный анализ, уступает извечным штампам и любимым у некоторых«историков» романтическим описанием и роялям в кустах.

Уже начиная с этой главы, создается невольное ощущения, что ты моментами читаешь литературное произведение, с яркими описаниями и сюжетами, которые не имеют к герою, никакого отношения. И снова абзацы, абзацы, абзацы из «Вечеров у Клэр».

С главы на «Дне» начинается парижская часть биографии,которая наполнена философствованием, рассуждениями о Монпарсе и подробными, намой взгляд более полными биографическими справками о Поплавском, Осоргине,Вильде.

Часть о знакомстве героя с будущей женой Фаиной Ламзаки, наполнена яркими описаниями современного лазурного залива и «очень интересного» описания крабов и устриц, которые ели друзья, в тот последний день.

Глава «Время странной войны» и вообще вся последняя часть – «Расставание», о последних годах Газданова, худшая часть книги и в плане раскрытия героя (надежда на это было до конца) и в плане хоть какой-то попытки равномерно рассказать в историю.

Когда речь заходит о новой войне, автор совсем откладывает попытки взвешенно мыслить и пускается в эмоционально-личный рассказ и ЕЁ мнение о тех событиях,заметьте, не Газданова а почему-то, автора.

Последние годы жизни, возможно одно из самых интересных событий в жизни Гайто: Мюнхен, радио «Свобода. А в книге мы получаем - ужасная беготня, где автор в какой-то спешке, и опять таки, отрывисто пытается побыстрее закончить писать книгу.

В конце лишь ощущается вопиющая недосказанность и фатально плохое раскрытие героя, если ЭТО можно таким назвать.

Конфликты и выяснения отношений двух авторов,застилают информационное поле вокруг книги, оставляя лишь споры, домысли и опять споры.