Больше рецензий

18 мая 2022 г. 14:25

466

4.5 И вроде отвратно, а тянет обратно

Лучше и не скажешь, если речь идёт об этой книге. Невероятный талант Золя, достойный преклонения. Давно не читала таких историй, от которых хочется сплюнуть, про героиню которых думаешь «гореть тебе в аду вечным пламенем», а с последней страницей книги только и можешь сказать «да воздастся каждому по делам его».

Как же отвратительно! Читали вы когда нибудь книгу с одной лишь мыслью: поскорее бы это все кончилось? Или может вас охватывала вдруг на середине повествования такая смертельная тоска и отвращение, что хоть на стену лезь? Книга о французской кокотке Нана как раз и вызывает такие чувства. Это вторая книга из цикла, которую я прочитала. «Западня» тоже произвела на меня впечатление, но там про другое, там тоже про слабость человеческой натуры, но, в сущности, про простых людей, «квартирный вопрос только испортил их». Но вот Нана - это уже злая сатира, тут обличаются не только человеческие пороки, но и упадок всего общества того времени.

Здесь одной лишь слабостью человеческой натуры автор не ограничивается, в книге  отвратителен весь придуманный (ли?) образ этой женщины, и ничто в ней не вызывает читательскую симпатию.

Не знаю, намеренно ли Золя постоянно подчеркивал полноту Нана, ведь в те времена толстушки были неким эталоном красоты, но сейчас сам образ этой женщины лишь усугубляется лишним весом - невольно представляешь себе не женщину, а настоящий каталог всех возможных пороков: ожирение, леность, праздность, глупость, алчность, пошлость, развращенность…. Хотя мне все же в определенный момент стало жаль главную героиню - в тот самый момент, когда она намеревалась начать праведную скромную жизнь, но - увы - выбрала для этого не того партнера. Ах, сколько счастливых возможностей таит в себе наша судьба, сколько шансов на порядочную и честную жизнь, и как трудно идти по этой сложной дороге, и как легко оказывается свернуть на легкую и беззаботную тропинку разврата, которая катит человека с горки и неизменно упирается в тупик. Так же случилось и с Нана, падение которой, казалось бы, предопределено уже с первых страниц. Правда, под конец книги лично мне уже и самой хотелось, чтобы эта женщина, причинившая столько зла, кончила свою жизнь в какой-нибудь парижской канаве.

Золя не жалеет ни одного из своих героев, напротив - все их несчастья вполне ими заслужены, здесь нет ни одного праведника, но есть лишь люди, которые тщательно скрывали свои пороки под личиной богатства, набожности, добродетели, но встретились с Нана, которая пожалуй лишь подтолкнула каждого из них, но упали они уже сами.



Она отомстила за мир нищих и отверженных, из которого вышла сама. Окруженная ореолом своего женского обаяния, она властно поднималась над распростертыми перед нею ниц жертвами, подобно солнцу, восходящему над полем битвы, оставаясь в то же время бессознательным красивым животным, не отдающим себе отчета в содеянном

Комментарии


Я начал читать цикл с Чрева Парижа, но потом спохватился и методично прошёл вдоль всего 20-ти книжия в порядке, рекомендованном автором. Отличный автор