Больше рецензий

PurpleMerlin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 мая 2022 г. 13:29

482

5

В каждом случае должна лежать любовь.

Почти шестидесятилетний Натан Гласс переезжает в Бруклин, чтобы тихо дожить остаток своей жизни. Совсем недавно он поборол рак легкого и развелся с женой, поэтому нельзя сказать, что Натан смотрит в будущее с оптимизмом. Тем не менее, он начинает писать сборник анекдотов под названием "Книга человеческой глупости", ядром которой становится история встречи с его племянником Томом, который бросил аспирантуру и работает таксистом, сбежавшей из дома девятилетней внучатой племянницей Люси, а также хозяином букинистического магазина Гарри Брайтменом, который затеял аферу века (надо сказать, уже не первую в его жизни).

Это книга с первых страниц покоряет уютом Бруклинского добрососедства. С этого и начинается история Натана Гласса - он начинает изучать окрестности, выбирать места, где он станет завсегдатаем, знакомиться с обитателями района. Параллельно он рассказывает читателю о своей семье, сопровождая описания родственных связей забавными, а иногда и грустными, историями. Постепенно эти персонажи начинают материализоваться в реальности, вытягивая за собой из воображаемого мира других, еще пока не знакомых Натану людей. И одинокий Натан обрастает компанией, каждому члену которой нужна помощь. И Натан помогает, потому что "Ахана - значит 'семья'".

Это уже вторая за последние три дня книга, которая вся от корки до корки про любовь. Но в отличии от американского классика Пола Остер показывает сплошь счастливые истории, приторно сладкие и хорошо кончающиеся. И это классно! Остер поднимает много важных тем: тут и старость, и кризис самоценности и ценности твоего труда, и домашнее насилие, и религиозный культ, и мечты о свободе (в глобальном смысле). При этом писатель удивительно полноценно все это раскрывает, учитывая объем в неполные 300 страниц. В голове у меня постоянно крутилось сравнение с одной книгой Бакмана, написанной в похожем настроении. Но если у Бакмана разнообразие героев выглядит как чеклист повесточки, то у Остера - аутентично. Вершиной этого становится трансвестит, поющий на похоронах в образе вдовы, потому что это Нью-Йорк двухтысячного и они любили друг друга. Еще хочется сравнить этот роман с сериалом "Убийства в одном здании". Таким же ярким, смешным и живым он оказался в моей голове. Такие же разные герои, которые при этом всегда готовы подхватить друг друга. Такой же живой Нью-Йорк. Такие же искрометные диалоги и нелепые ситуации.

А еще эта книга про книги. Их тут фигурирует бесчисленное количество - чего и стоило ожидать, если один из героев владелец букинистического магазина. Как и в 4321 Пол Остер обращается к Генри Торо и его Уолдену , размышляя о свободе, возможности думать, не будучи перебиваемым грохотом машин, читать, писать. Но герои Остера одиночеству предпочитают компанию друг друга, а далекой природе - знакомые закоулки Бруклина.