Больше рецензий

HaycockButternuts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба и околовсяческих наук

1 мая 2022 г. 22:11

220

5 О птичках и не только

Пьесы читать довольно сложно. Их нужно смотреть на сцене. По крайней мере, я так считаю. Поначалу мне никак не удавалось поймать главную мысль "Шантеклера". Ускользала, и все тут! Но, вчитавшись, я уже не могла оторваться. Без преувеличения - маленький шедевр. В пьесе Ростан продолжил тему, начатую в "Сирано де Бержераке": поэт, неординарная личность в столкновении с обществом, которое его не понимает и не принимает. Сколь не выводи рулады, и какой бы невероятный голос у тебя не был, для основной массы главное - яркость оперения. Так стоит ли петь для безмозглых обитателей птичника? Как распорядиться Богом данным талантом? Что выше - дар Божий или любовь? Обычно писатели и драматурги сплетают одно с другим, но Эдмон Ростан идет в каком-то смысле против течения. Здесь любовь земная - помеха для любви божественной. (Кстати, финальные сцены в чем-то немного напомнили пьесу Александра Островского "Снегурочка").
Конечно же пьеса не о птичках. Ростан вывел в образах обитателей птичьего двора тех, кого лично знал. Не всех можно угадать, но некоторые личности просматриваются весьма прозрачно. Например, члены Парижской Академии и представители различных направлений в искусстве, традиционалисты-консерваторы, забронзовевшие в своем академизме и творцы, готовые в пику академическим старцам выплеснуть с водой ребенка и превратить искусство в нечто совершенно невообразимое.



ШАНТЕКЛЕР. Что мне сказать о них? Все эти петухи Коммерческих мозгов ученые грехи Усовершенствовать желающих породу И заодно исправить мать-природу. Смешать пород огромное число: Там взять серьгу, там клюв, там шпору, там крыло И жизнь дать новому уроду! Нет в этих петухах ни капли петуха, Все это брик-а-брак, подделка, чепуха; Они полезнее гораздо в каталоге, Чем в тишине садов, на ферме, на дороге Всех этих петухов, искусственных, чужих, Изломанных, хохлатых, завитых, Природа нежною рукой не исправляла, Их форма странная нелепа и пестра И не хранит яйца священного овала; Все исказила в них какая-то игра. Нам Апокалипсис вещает тайны чуда... Коль есть курятник там, то все они оттуда!

Хорошо звучит, не правда ли? Написано в 1910 году, а как о сегодняшнем шоу-бизнесе! Но если бы только о нем! Совершенно шедевральна сцена собрания ночных птиц. И здесь от Ростана достается не только Академикам, но и политикам. Не стоит забывать, что "Шантекрлер" для драматурга не просто петух и певец Божественной зари. Это - галльский петух. Символ родной для поэта Гаскони и символ Франции. А пьеса написана накануне очередной мировой бойни, в то время, когда Франция еще не забыла поражение в войне с Германией. Есть здесь и ассоциации с антинаполеоновской коалицией... Но, Боже мой! Опять у меня современные ассоциации! Впрочем, судите сами.



СОВА. Он заставляет нас бросать с тревогой спешной
Охотничий шалаш у кроличьей норы...
СОВКА. Ночные шабаши!
СОВА. Кровавые пиры!
ПУГАЧ. Услышав крик его под кровом тьмы кромешной,
Мы чувствуем, что мрак становится светлей.
СОВКА. Заслышавши его пронзительное пенье,
Мы недоделанным бросаем преступленье.
СОВА. И выпускаем мы добычу из когтей!
ПУГАЧ. Волненье странное нам головы туманит...
СОВА. Когда победный крик молчанье ночи ранит,
Нас корчит, как в плоде разрезанных червей.
ДРОЗД (со своего бревна, в недоумении).
Но почему же он один лишь виноватый?
Другие!
ПУГАЧ. Не страшны. Он, он один - глашатай.

Конечно,нужно опять поклониться в пояс неповторимой переводчице Татьяне Львовне Щепкиной-Куперник, подарившей русским читателям и зрителям творчество Эдмона Ростана. Я просто наслаждалась высочайшим уровнем поэзии. Плюс прекрасная аудио-версия Александра Синицы.Здесь все в плюсах - голос, дикция, артистизм.

Прочитала, что пьесу "Шантеклер" очень мало играли на сцене из-за сложности костюмов. Интересно, а не брались ли за эту вещь кукольники? Хотелось бы узнать.
Читать/ не читать Конечно же читать! И наслаждаться!

Прочитано в рамках 8 тура литературного турнира "Служение моей Прекрасной Даме" ( группа "Читаем классику вместе!")