Больше рецензий

20 апреля 2022 г. 16:52

580

5 Где главенствует любовь, там обидам нету места

Их вражда любовью стала,
Ибо каждому известно:
Где главенствует любовь,
Там обидам нету места.

История главного героя Испании славного Эль-Сида мне уже была известна из романа Артуро Перес-Реверте - Эль-Сид, или Рыцарь без короля в прекрасном исполнении Сергея Чонишвили. Рыцарь без страха и упрека, человек чести, воин, политик, командующий. Человек не гнушающийся ссорится с королями и сильными мира сего. Трудно остаться заметным на фоне такой славы. Однако его жене Химене, это вполне оказалось по силам. История этой любви, прошедшей через кровь и испытание чести, достойна всех воинских побед Эль-Сида!
Трагедия пьесы основана на конфликте между честью и любовью. Дон Родриго, еще не получивший имени Эль-Сид, влюблен в Химену. Её отец доволен выбором дочери, его отец счастлив. Однако в горячем споре между двумя отцам, кто более достоин почестей от короля, отец Химены наносит отцу Сида смертельное оскорбление. Последний стар и не способен мечом защитить свою честь. Сид исполняет свой долг и убивает в поединке отца своей возлюбленной. Долг исполнен, но душа и сердце сломлены. Долг требует от Химены отомстить за отца, но её любовь к Родриго по-прежнему жива и терзает её бедное сердце.
Я без раздумия свою избрала часть:
Я неколеблемо спешу на голос чести.
Родриго дорог мне, я с ним душою вместе,
Я сердцем за него; но долг мне говорит:
Ты знаешь, чья ты дочь, и твой отец убит.

К счастью, обстоятельства складываются определенным образом, что эти двое возможно могут надеяться на счастье.
Пьеса, а читал я в переводе Лозинского, читается легко. Эта вещь не заставит скучать. При этом стоит понимать, что пьеса в прочтении, дает возможно только десятую часть тех эмоций, которые зрители получали в театре. Не удивительно, что пьеса ставилась не один десяток раз. Сам Корнель объясняет успех пьесы тем, что он следовал принципам Аристотеля (есть хоть что-нибудь в чем он не разбирался!)
Первое условие заключается в том, что страдающий и преследуемый не должен быть ни всецело злым, ни всецело добродетельным, но должен быть скорее добродетельным, чем злым, должен быть существом, которое благодаря человеческой слабости (отнюдь не преступной) попадает в беду, коей не заслуживает; другое условие заключается в том, что преследование и угроза исходят вовсе не от врага и не человека безразличного, но от человека, который любит гонимого и этим гонимым любим.

Удивительное дело, но этой славной вещице уже 386 лет!
Да, возможно на избалованный развлечениями взгляд современного человека, пьеса слишком приторна, а все эти страсти смотрятся наигранно. Но сколько же в ней огня, страсти, настоящей драмы! За эти двоих, расплачивающихся за грехи отцов, по настоящему переживаешь, а их душевное смятение знакомо каждому, кто был обуреваем противоречиями и сомнениями.
Не знаю будут ли смотреть сериалы Нетфликса через 400 лет, а Корнеля будут по-прежнему читать и ставить. Вот уверен! Потому что классика)))
P.S.
И напоследок цитата, показывающая, что и 400 лет назад люди терзались тем же, что и мы:
Блаженства полного никто вкусить не может:
В счастливейшие дни нас что-нибудь тревожит;
Всегда волнение каких-нибудь забот
Довольству нашему дорогу перебьет.