Больше рецензий

17 апреля 2022 г. 11:30

47

2 Пенки на молоке

Человек мог миленько поговорить здесь с кем-нибудь, уйти и думать, вот был миленький откровенный разговорчик , но потом он начинал прокручивать в голове подробности. И тогда начинал волноваться из-за того, что сказал "это" или "то", не потому что "это" и ли "то" были сомнительны.

картинка InniS
Только открыла, а уже начало накатывать раздражение вперемешку с недоумением - "а что это я тут читаю?" Текст - плотно сбитый, даже спрессованный поток слов, зачастую абсурдных, иногда подчеркнуто грубых, чаще - простовато бессмысленных. Невозможно определить ни время, ни место действия. Но если посмотреть на биографию автора, становятся понятны намеки и на политику, и на окружение. Северная Ирландия, 70-е годы прошлого века, начало конфликта католиков и протестантов. Героиня живет в католическом районе, где строгие правила и косые взгляды соседей решают судьбу 18 -летней девчонки, которую преследует таинственный "молочник". А она всего лишь любит читать на ходу, выслушивает вульгарные намеки от мужа своей сестры, и оценивает все происходящее как личные проблемы.

Очень похоже на такой суррогатный вариант "me too", когда женщина - априори - жертва, а защищаться ей приходится ото всех и ото всего. Сложно читать такой текст, где у героев нет имен, где действия нахлестывают одно на другое без всякой логики и системы. Сложно приспособиться, найти в этом потоке ту волну, на которой можно удержаться. Похожее впечатление было у меня при чтении "Осени" Али Смита. Вроде бы, читать можно, но как же трудно.

Изумительное умение у автора, растянуть описание конфликта из-за турбонагнетателя, на котором "их" флаг на пятьдесят с лишним страниц. Да и конфликта как такового и нет - так, разговоры, банальности, замаскированные под конфликт. Все это преподнесено с точки зрения героини, которая подслушивает мужские разговоры своего бойфренда и его друзей, сидя в уголке. Да…

Представляю, как могут возмущаться любители "динамичных" сюжетов и развития персонажей, читая "Молочника"! Сюжета в нем практически нет, так блуждания от точки к точке, нескончаемые разговоры, только легкие намеки на место действия. Ну все же нарушено, абсолютно все, никакого развития, никаких перипетий, где сеттинг? Сеттинг где?

А герои? Это же просто ужас - даже имен собственных нет, так какие-то непонятные клички. Ни характера , ни описаний, ни даже более-менее внятных диалогов! Как же без точных описаний внешности, одежды, профессии? Можно оказывается, не всегда как в пособиях научписов герой должен соответствовать "тому-то и тому-то".

"Улисс" Джеймса Джойса - первое что приходит на память, чем дальше углубляешься в дебри "Молочника". Действительно, героиня словно проживает один бесконечный день, с одними и теми же эмоциями, с одними и теми же разговорами, видит одних и тех же людей.

Тяжелый текст, нет, не ассоциациями или историческими отсылками. Он тяжел именно тем, что в него надо "вживаться", входить как в поток ледяной воды, стуча зубами и оглядываясь , "а нельзя ли выскочить?". Если это отторжение и страх удастся преодолеть, то поток подхватывает и несет дальше. Мимо разных человеческих трагедий и смешных историй, в которых их героям даже не нужны имена - их достаточно просто обозначить: соседи, любовники, друзья, молочники - настоящий и прикидывающийся таким. Страницы пропитаны страхом и отвращением, нет сопротивления, только обыденность, пропитанная страхом. Главная героиня даже не задает вопросы, она уже знает на них ответы - "нельзя высовываться", "нельзя говорить на запрещенные темы", "надо держаться подальше от неприемников". Простые правила, между которыми проходит ее юность и с которыми она вынуждена мириться.