Больше рецензий

16 апреля 2022 г. 07:40

931

4

По прочтении «Бесприданницы», ставшей для меня второй освоенной пьесой Островского (после «Грозы», которую все проходят по школьной программе), создалось впечатление, что у драматурга был странный интерес к теме, так сказать, непростой женской судьбы: тотального непонимания со стороны всего мира, жизни с нелюбимым мужем, чувств к другому мужчине; измены, заканчивающейся унижением. В связи с этим было забавно узнать, что Островский, имея семью, был глубоко увлечен актрисой Любовью Косицкой (также замужней). И продолжала она его отвергать даже став вдовой, ведь «не хотела ни у кого отнимать его любви», а после вышла замуж за сына богатого купца, в итоге промотавшего ее состояние — что также для меня прокладывает некую параллель между «Бесприданницей», где Лариса была для всех не более, чем дорогой вещью, и так и оставшейся безответной страстью драматурга. Да и вообще, судя по всему, образ страдающей из-за жизни с нелюбимым мужчиной женщины был довольно распространен в творчестве Островского в разные периоды его жизни. И, как мне кажется, это может быть связано с его собственными муками, переживаниями о том, что жены были с ним несчастны.

Переходя от лирического отступления к «Бесприданнице», хочется сказать, что пьеса показалась мне довольно неоднозначной во многих аспектах. Остается неясным: любил ли Ларису Карандышев на самом деле, раз это вроде бы искреннее чувство оказалось побеждено его собственным тщеславием? Как удалось Ларисе стать такой нежной, кроткой, жаждущей настоящей любви, если даже для матери своей она была лишь красивой вещью, которую надо бы продать подороже?

Очень жаль, что Паратов оказался мерзавцем — как и жаль, что Лариса не смогла разглядеть этого в его речах. Жаль в какой-то мере и Карандышева, который, видимо, так и не понял, в чем же на самом деле заключается его счастье. Чем-то очаровал меня цыган Илья, показавшийся одним из немногих искренних героев пьесы, горячо обожающий пение и с некоторым, что ли, благоговением относящийся к Ларисе и ее голосу. Остальные же и не вызывали толком никаких эмоций и, как по мне, играли роль «компании» Паратова, более подробно раскрывающей его характер как члена данного общества. И от этого немного досадно: в той же «Грозе» для меня не нашлось героев, приносящих своим появлением лишь чувство пустоты.

В целом — о прочтении не пожалела. Есть здесь и сильные моменты, и неожиданные события, и прекрасное-светлое, явственно выделенное на фоне безразличия, грязи и отсутствия морали. Но чего-то мне все-таки не хватило.

Читаем классику вместе: литературный турнир. Тур 7.
«Собери их всех»