Больше рецензий

7 апреля 2022 г. 00:15

146

4 Господа, вы звери, господа, но я все равно расскажу вам о любви!

Прелестной женщиной была, судя по всему, эта Евдокия Нагродская, вся такая противоречивая и увлекающаяся, как героиня Елены Соловей в «Рабе любви», только не актриса, а писательница. Впрочем, в определенном смысле артисткой она была тоже, имитируя погружения в трансы, откуда писала надиктованные светские сплетни, или зажигая лампочку под блузкой, утверждая, что это сердце так пылает. Дореволюционная публика Нагродскую любила - за нрав веселый и книжки пикантного содержания. Впрочем, успех был вызван не только налетом скандальности произведений (литература Серебряного века вообще любила мораль обывателей пощекотать со всех сторон), но и еще двумя причинами: во-первых, Нагродская была отнюдь не бесталанна (это отмечала даже Александра Коллонтай, но, разумеется, сквозь призму феминистского дискурса), а во-вторых, ее книги хоть и затрагивали порой темы мрачные, но в целом дарили читателю эффект погружения в салонную мелодраму с элементами пряной эротики, иронии и затрагиванием весьма непростых вопросов, но в развлекательной форме. Произведения ее навсегда останутся классикой второго, а то и третьего эшелона, оказавшись преданными забвению под влиянием потрясений истории XX-го столетия, уступая по значимости тому же Сологубу или Брюсову, но вынырнув на гребне вседозволенности начала 90-х (ох в ту пору чего только не переиздали под шумок, от свинцовой порнухи до подзабытой классики), Нагродская оказалась и современна и легка как весенний ветерок. Некоторая манерность стиля отнюдь не раздражает, скорее придает оттенок винтажного очарования, но, повторюсь, при этом воспринимаясь как нечто довольно современное и провокационное даже по нынешним временам, особенно учитывая постепенный возврат общества к некой форме «современного викторианства», когда все эти разговоры о свободной любви, роли женщины в обществе (карьера или материнство, например), или, не к ночи будет помянуто, однополых отношениях постепенно стали нежелательны, а то и порицаемы. Главный грех писательницы с точки зрения современной повестки – романтизация абъюза, но, с другой стороны, кого мы пытаемся обманывать – у нас тут «50 оттенков серого» не первый год в хитах значится, да и абъюзеры Нагродской довольно понимающие в большинстве своем и при должном воспитании становятся полезны в хозяйстве и приятны в общении, а пуще того – финансово состоятельны, что тоже соответствует чаяниям многих читательниц. То есть в общем-то в книжках этой милой дамы каждый найдет себе по сердцу и интересам: для кого-то это в первую очередь мелодрамы дореволюционной эпохи, для кого-то незамыленный образец литературы Серебряного века, для кого-то срез тем, волновавших публику тех лет, ну а можно просто насладиться этим феноменом под названием Евдокия Нагродская, не зря же ее роман «Гнев Диониса» , написанный в 1910 году, до революции переиздавался 10 (!) раз. Прелесть этого романа в том, что он дарит нам невероятно обаятельных персонажей, которые назло канонам оказываются совсем не тем, чего от них ждешь , да и сама история метаний эмансипированной художницы Таты от рокового красавца Эдгара Старка к скучному, но хорошему мужу Илье тоже оказывается не столь однозначна, раскрывая оттенки разных вариантов любви и страсти, а главное – подвергая сомнению гендерные стереотипы поведения и распределения доминирующих ролей в отношениях. А отношения высокие, да:).