Больше рецензий

4 апреля 2022 г. 11:54

645

5

Представьте, что вы пришли на лекцию. Пока студенты рассаживаются в аудитории, преподаватель устанавливает рядом с кафедрой портрет, на котором изображен красивый, импозантный мужчина в красном шлафроке, ну или проще говоря халате. Предвосхищая вопросы из зала, лектор говорит, что эта картина называется «Доктор Поцци у себя дома» Джона С. Сарджента. Скажите, когда вы смотрите на портреты людей (царских особ в расчет не берем), никогда не задумываетесь что это за люди? Чем они примечательны и в какую эпоху они жили, с кем дружили, с кем враждовали? Всегда крайне увлекательно дать волю фантазии, а затем сравнить свое представление с историческими источниками. Что-то вы угадаете, а чем-то будете поражены. Историю творят люди. Так, на примере портрета доктора Поцци - врача, хирурга, гинеколога – мы пустимся в изучение Прекрасной Эпохи Парижа конца XIXв.

И все повествование будет идти словно увлекательная лекция, с философскими вставками и размышлениями, с мнением автора по тому или иному вопросу, с множеством выдержек из архивных дневников и газет. Вы познакомитесь с Оскаром Уальдом, Сарой Бернар, с Робером Монтескью и многими-многими другими примечательными персонажами того времени. Окунетесь в декаданс, где понятия чести соседствуют с темой гомосексуализма, где медицинские открытия соседствуют со свободными нравами. Тогда были важны внешние эффекты, форма преобладала над содержанием стремясь раскрепостить мораль. Время упадка и культурного регресса.

Если вашим лектором будет такой непревзойденный мастер слова, как Джулиан Барнс – то вы уйдете с лекции не только с багажом знаний и тем для размышлений, но и огромным списком того, с чем еще непременно захотите познакомиться поближе. Например, дело Альфреда Дрейфуса, которое произвело настоящий раскол в Парижском обществе, поделив его на «дрейфусаров» и «антидрейфусаров» где немаловажную роль сыграла национальность обвиняемого. Или, например, вы захотите познакомиться со знаменитой статьей Эмиля Золя в журнале «Аврора» - «Я обвиняю!». На страницах книги много места отводится произведению Ж.К.Гюисманса «Наоборот», которая считается классикой декаданса. Прообразом главного героя послужил уже упомянутый выше граф Робер де Монтескью, и именно эту книгу получил в подарок Уайльдовский литературный герой Дориан Грей. И в вашем списке будет непременно стоять для дальнейшего изучения дело самого Оскара Уайльда, где суд предъявляет ему обвинение в содомии как нарушении норм общественной морали. Что скажешь, горячие были времена и не зря «Портрет мужчины в красном» нужно читать строго 18+.

И сквозь все это непростое, дерзкое, по-своему яркое время будет идти история доктора Поцци, который прожил долгую, интересную, соответственную своей эпохе, жизнь. Помните, именно он изображен на том самом портрете, который занес в аудиторию наш многоуважаемый лектор – Джулиан Барнс. Вот так и получается, что картина может приоткрыть дверь в историю, полную интересных открытий. Увлекательное путешествие в Прекрасную Эпоху сквозь призму жизни доктора. После прочтения книги, вы посмотрите на портрет совсем другими глазами, и поймете, что и цвет картины, и положение рук и даже завязки на халате все это имеет огромное значение.

Если вы не боитесь нестандартного стиля изложения, который является смесью истории, философии, документалистики – то смело беритесь за чтение. Джулиан Барнс великолепен.