Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

7 июня 2013 г. 09:35

253

4

С альтернативными реальностями Кея, проникнутыми фатумом и меланхолией, у меня сложились неоднозначные отношения еще со времен "Сарантийской мозаики".
Меня восхищает у Кея его способность в небольшом эпизоде через случайного свидетеля изнутри показать всю глубину сложившейся ситуации – как психологической, так и фактической. Это проявление довольно высокого мастерства, позволяющего ловко подменить нудные авторские объяснения живым восприятием персонажей, вдобавок приправленным атмосферой.
В "Мозаике" такие эпизоды смотрелись гармонично, из общего повествования не выпадали, объясняли что-то действительно существенное и получали логичное продолжение. В "Свете солнца" мне этот неплохой прием стал мниться провисаниями сюжета. Появляются в тексте время от времени какие-то люди, играют они важную роль или не играют, но автор скрупулезно прописывает всю их жизнь, быт, мировоззрение и дальнейшую судьбу. Я не буду отрицать, что это интереснее, чем вооруженное месилово, но всё равно – нафига? Показать непрерывность человеческих судеб или волновой эффект, запущенный сильными мира и ударивший по всем остальным? Этакая длань судьбы, меняющая по своей прихоти жизни всех, кто попадет под раздачу и еще долго будет считать это высшим благом?
А на демонстрацию судеб автор не скупится, создавая поистине эпичное полотно, где кровавые баталии соседствуют с мирной жизнью, воины в доспехах – с крестьянами и ремесленниками, и в качестве персонажной единицы вполне может идти как толпа, так и отдельная личность.

После событий "Мозаики" прошло уже около 300 лет, Сарантийская империя движется к распаду, а мы на сей раз перемещаемся на север – к берегам Британии, Скандинавии и прочих близлежащих территорий.
Проблема идентификации здесь стоит намного острее. Автор не скрывает, что ведет сложную и изящную литературную игру на руинах нашей истории. Переписывая реалии и дополняя их фантазиями, он создает крайне логичную альтернативную историю Земли, практически неотличимую от настоящей. Нет, точнее, отличить-то можно – другие народности, другие страны, другие религии, немного другая психология. Мы, привычные к рациональному мышлению, можем удивиться еще не выветрившемуся мифологическому сознанию этих людей. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что Кей не стал полностью выхолащивать из своего мира сказку – она есть, присутствует незримо, но можно в темном лесу почувствовать присутствие чего-то древнего, можно найти говорящую железную птичку, а можно встретить фею. Человек еще продолжает жить в этой сказке, но они уже не принадлежат друг другу.
Что-то кардинально менять в ходе истории, в очертаниях государств и народах автор не стал. Но он досконально, одно за другим, сменил все названия. Это может создать некие трудности для читателя. Если чисто по созвучию можно понять, что Сарантий – это Византия, Константинополь, а по прозрачным намекам догадаться, что Родиас – это Рим, а Тракезия – Греция, то о чем-то не таком известном без усилий не догадаешься. Мне повезло, что во время чтения "Мозаики" я слушала Гиббона: довольно странный эффект производило, когда сперва слушаешь о каких-то событиях в историческом трактате, а потом читаешь о них же в фантастической книжке. Но хотя бы многие вопросы передо мной даже не стояли.
Для чтения "Света солнца" же моей матчасти явно было недостаточно. Об этих всех германо-скандинавских войнах мои познания исчисляются цифрой ноль. А ведь были еще британцы, ирландцы, англы, саксы, кельты, пикты и хрен их разберет кто еще. Как идентифицировать их во всех этих сингаэлях, англсинах и прочих? Единственное, что удалось понять, так это то, что эрлинги – это викинги. А что касается каких-то исторических лиц, так это и вовсе прошло мимо меня. Не помешал бы какой справочник в конце книги, где бы автор подробно расписал, кого он под кем имел в виду и какие реальные события повторяются в книге, а какие – искажаются. Хотя бы для таких дураков, как я.
Хотя лично мне почему-то кажется, что, при имеющемся уровне допуска альтернативщины, вообще вся история Земли должна была быть совсем другой. Тем более, что две Луны.

Рассказать, о чем эта книга, довольно сложно. Здесь очень много сюжетных линий с разными главными героями. Многие из них переплетаются или даже сливаются воедино. Очень многое завязано на малопонятной мне скандинавской политике тысячелетней давности. Кто с кем воюет? За что они воюют? Кто из них – разные народы, а кто – лишь племена? Кто повязан кровью, а кто – дурью? Чем отличались тогдашние наемничьи войска от нынешних и от многих других? Что за херота у них творилась с семейным правом, с правом собственности, были ли все эти "князья" реальными государственными правителями или управляли лишь своим поместьем?

Никогда не угадаешь, как твоя жизнь свернет с намеченного пути. Берн, попавший за грехи отца в рабство на маленьком островке, бежит, меняя свою судьбу, а вслед за ней – судьбу матери, помощников и всего острова. Его отец, спасая противника, меняет его судьбу, судьбу его людей и заезжих принцев. Один из принцев, оказавшись не в том месте, не оставляет от своей судьбы камня на камне, вмешивается в вендетту чужих родов, в политику фей и равновесие полумира. А уж сколько судеб проходных персонажей было навсегда изменено героями, даже не обратившими на это внимания.
Книги Кея атмосферные. Все эти затененные локации и слепящие пустыни, запретные леса и бескрайние моря, реликты ушедших эпох и полисы в самом расцвете, жестокие, но пасторальные картины быта, квесты и путешествия, зыбкость непознаваемого, знакомые намеки совершенно других религий и мифологий. И едва проступающие очертания замаскированной реальности. Это красиво, но автор ставит несколько иные цели.
И теперь самое ужасное – я ничего не поняла. Я не поняла, кого под кем здесь замаскировали, кто все эти люди и зачем они всё это делают. Куда они постоянно бегут, зачем друг над другом издеваются? Если причины были в тексте, то от меня они ускользнули. Кей пишет хорошо, но уж очень занудно. Я от скуки, наверное, несколько раз заснула. Мне было просто неинтересно следить за всеми перемещениями этих отрядов бравых викингов. И за вопросами воспитания в королевских семьях. Персонажи начали становиться на одно лицо, а беготня из пункта А в пункт Б и обратно вызывала головокружение. В конце концов, закралось в мою душу странное сомнение – а есть ли тут вообще четкая сюжетная линия?

Но есть три вещи, из-за которых я поставлю книге 4 звезды, а не 3. Это хорошо прорисованное мифологическое сознание. Это игра в триады. И это финальная сцена с освобождением призраков. Она шикарна, что ни говори.
И еще я канеш понимаю, что Кей – очень известный фантаст, его все любят, да и его труд по переработке исторического материала кроме как колоссальным не назовешь, но так уж вышло, что мне с него хочется спать. Несовместимость мозговой волны.

Рекомендация во флэшмобе-2013 от medvezhonok_bobo

Комментарии


И похвалили, и покритиковали, а мне даже снова почитать захотелось почему-то)) Спасибо за такое обстоятельное описание впечатлений :)

Как идентифицировать их во всех этих сингаэлях, англсинах и прочих? Единственное, что удалось понять, так это то, что эрлинги – это викинги. А что касается каких-то исторических лиц, так это и вовсе прошло мимо меня.


Кстати, мне счастливое совпадение помогло найти соответствия с историческими реалиями. Когда в свое время читал книгу, как раз университете проходили историю английского языка. Тогда было достаточно просто различить в Элдреде черты Альфреда Великого, в англсинах - англосаксов, в сингаэлях - кельтов, гаэлов. Получается, происходящие в книге события можно соотнести с IX веком в истории Британии. Как раз в то время они с викингами дубасили друг друга.


Эх, жалко, что мне не попалось такой книжки с объяснениями) Англы и саксы были одним племенем - у меня это даже из головы выскочило) В общем, колоссальные пробелы в образовании =_=


Тебе надо в следующем флэшмобе настоятельно прописать - "Никакого Кея!"))))


Я лучше пропишу, чтоб не советовали тех, кого я уже читал - всяко логичней)


Наверное.)
Но боюсь, что ты уже прочитал практически всё и всех, кроме Донцовой, Устиновой и Шиловой. XDXDXDXDXDXDXD


Я читал Донцову, читал - аж целую одну страницу)))


Вот, тебе даже советовать нечего уже. Хотя.... хомячок, если ты вдруг захочешь прочитать не очень качественный любовный романчик, можешь смело довериться кахатарычу ^^


Чо ты себя так недооцениваешь?)))


Как можно, я тут возомнила себя экспертом жанра, а ты... ))))


эксперт жанра, ты и без жанра можешь дофига хорошего вспомнить)


ахаха, не успокаивай меня, я их правда люблю и почти не стесняюсь этого, да и перерасти еще время есть))) а хороших книг мало, а тех что мне нравятся и я могу советовать - еще меньше. И вообще я читаю то лет 5, не переоценивай меня)))


зато какой простор для развития)