Больше рецензий

Radani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 марта 2022 г. 16:00

770

4

Терпение. Сила и слабость русского человека. Мне кажется, именно этому качеству посвящены и повесть «Один день Ивана Денисовича», и рассказ «Матренин двор».

Оба произведения идут по следам биографии автора. Сам Солженицын отсидел в тюрьмах и лагерях восемь лет – столько же, сколько сидит его герой Шухов. И учителем, как Игнатьич из «Матрениного двора», автор работал.

Для зэков обычно давать прозвища, но в повести их нет, зато автор, как и многие писатели уже много после угасания классицизма, пользуется «говорящими» фамилиями и именами. Буйновский только три месяца в лагере и ещё не понял, что распоряжениям начальства лучше подчиняться; фамилия Фетюкова напоминает об оскорблении, которое раздавал направо и налево Ноздрёв в «Мертвых душах» Гоголя (фетюк – оскорбительное для мужчины слово, произошедшее от названия буквы «фита», которая считалась неприличной буквой); наконец, Цезарь (лат. caesar – слово неизвестного происхождения, но определённо родственное словам «царь», «кесарь», «кайзер») благодаря частым посылкам чувствует себя более свободно, чем остальные зэки, - он может совершать подношения, благодаря которым его существование в лагере становится более сносным. В лагере оказались люди самых разных занятий: военный, колхозник, режиссёр, студент литературного факультета (этот, правда, фельдшером, а не зэком, но тоже, видно, не от хорошей жизни укрылся), большой начальник, которого возили на машине. В иерархии же лагеря роли распределяются в зависимости от характера и способностей человека. Есть «придурки», которые выполняют более лёгкую работу и без посылок, возможно, не смогли бы выжить (Цезарь), «шакалы», готовые унижаться ради окурка или лишней порции (Фетюков), «фитили» - доходяги, уставшие от труда (так называют и Фетюкова), «стукачи» - в повести обсуждают, что раньше не случалось, чтобы их резали в постелях. Правда, к последнему зэки относятся в основном без удивления («Нэ людин, а стукачив!» - уточняет помбригадира). Шухов не относится ни к одной из этих групп – ему никто не помогает с воли, он рассчитывает на своё трудолюбие и – немного – на везение. Он шьёт тапочки, собирается мастерить ножик, старается услужить Цезарю – впрочем, сохраняя достоинство: иногда и просто из жалости, а не ради выгоды.

Матрёна Васильевна из рассказа – воплощение сострадания. У неё живёт толпа фикусов с колченогой кошкой, она оставляет у себя жильца – рассказчика, которому никто не мог найти места. Похоронив всех своих детей, она воспитала приёмную дочь – дочь брата своего мужа. Она работает в колхозе «не за деньги – за палочки» трудодней, да ещё и выслушивает недовольство членов колхоза, помогает соседям копать картошку и, судя по всему, тоже ничего за это не получает: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось». Миру матрёниной избы (свои обитатели, своя флора и фауна) противостоит вся деревня Тальново: сельсовет, где Матрёна с трудом добилась пенсии, колхоз, дом председателя, дом брата мужа, Фаддея, за которого Матрёна когда-то хотела выйти замуж. Всех Матрёна интересует только в отношении того, что можно с неё урвать: бесплатную рабочую силу, инструмент, часть дома – горницу – и ту подавай побыстрее. И она терпит – такое отношение к себе. И жаль её, и возмущаешься мягкотелостью героини, которая не может отказать окружающим в просьбах, хотя бы они её и отягощали.

«Крохотки» Солженицына – особый жанр совсем коротеньких рассказов-впечатлений от того, что писатель видел вокруг себя: животных и насекомых, пейзажей и природных явлений, старых вещей – и какие размышления, порой неожиданные, это вызывает. Вот наблюдение о зарядке:



Никого в наше время не удивляет, что человек каждодневно служит терпеливо и внимательно телу своему.
Но оскорблены были бы, если бы так служил он своему духу.