Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 марта 2022 г. 18:36

439

1 Серые будни тоталитарных архивов

Давайте на миг представим российского журналиста, которому разрешили покопаться в архивах французских спецслужб, для чего он и предпринял вояж в город Эйфелевой башни. А после своей поездки этот журналист написал мемуары.



"Я приехал в Париж, чтобы раскрыть давнюю тайну, запрятанную в пыльных архивах французским тоталитарным режимом. Столица Франции встречает меня не ласково, впрочем, как и всегда. Здесь постоянно идет дождь, небо серо, пространство тускло, а от окружающей мрачной действительности хочется напиться.
Я лавирую среди луж и вечной парижской грязи на тротуарах. В каждом кирпиче парижского жилого дома чувствуется тоталитарное прошлое. Я прохожу мимо французской семьи и вижу в их глазах страх и тоску. По привычке, привнесенной диктатором, они внимательно следят за прохожим и еще более внимательно следят за собой. Лишнее слово и лишний жест могут породить анонимное письмо во французские спецслужбы. Нужно быть аккуратным иначе тоталитарный режим сожрет тебя.
По парижской улочке едет фургон с надписью "Хлеб", когда-то парижан пытали в таких фургонах и выбивали из них нужные французскому диктатору показания.
Ох, эта бесправная страна Франция..."

Ладно, хватит мистификаций, признаюсь честно читатель, никакого российского журналиста, посещавшего французский архив не существует, а данный текст я сочинил буквально на ходу. Но именно эта нелепая цитата пришла мне в голову после прочтения первых 60 страниц из книги французского журналиста Жана-Кристофа Бризара.
Вообразите, Бризар приезжает в Россию и совместно с другой журналисткой с американским паспортом Ланой Паршиной, получает разрешение на проход в ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации) для изучения засекреченного дела, заведенного Советскими следователями, чтобы расследовать смерть Гитлера 30 апреля 1945 года. Мало того, он получает разрешение на фотосъемки документов и изучение останков главы немецких нацистов известным французским судмедэкспертом Филипом Шарлье, который кстати и подтвердил их подлинность.
Всего-то и нужно было рассказать о последних днях жизни Гитлера, о его смерти, привести показания свидетелей, которые находились вместе с ним в бункере, а впоследствии были арестованы Советскими воинами. Опубликовать множество документов с комментариями и пояснениями. Задача на 100 страниц. И эту задачу Бризар с грехом пополам выполняет, но, на остальных страницах текста французский журналист зачем-то занимается словоблудием, рассказывая французской публике о серости российской жизни, тоталитарном прошлом нашей страны, которое в крови наших людей, об ужасном Сталине и алкоголике Берии, об отсутствии демократии во все века на территории нашей Родины, грязи и вечных лужах на московских улицах и серых стенах мрачных архивных коридоров.
И эти сентенции повторяются из страницы в страницу.
Не верите?



"Серые стены вокруг нас никогда еще не казались мне такими мрачными, как в этот момент. Ловушка захлопнулась. Российская бюрократия, порождение семи десятилетий советизма, ощетинилась, приготовившись перемолоть нас" (стр. 38).

"Не таится ли в этих сумрачных залах российских государственных архивов какая-то магическая сила, словно закупоренное в некоем сосуде время?
Простое восхождение пешком до ее кабинета дает ощущение погружения в минувшее прошлое, прошлое советской тоталитарной утопии" (стр. 40).

"Входная дверь находится в центре здания, она обрамлена тяжелой гранитной глыбой, мрачная, серая, унылая, а сверху прикреплен герб бывшего Советского Союза" (стр. 135).

"Лубянка - значит КГБ. Если история Советского Союза имеет темные пятна, то, несомненно, Лубянка - это ее черное солнце...
Некоторые высокопоставленные нацисты, попавшие в плен и заключенные в тюрьму после падения рейха, пережили тут, в этих толстых стенах, худшие пыточные моменты своей жизни" (стр. 127).

Наверняка некоторые будут на меня сердиться, но я хочу задать одни вопрос.
Откуда у нас, россиян, такое подобострастное отношение к Западу?
О, как о нас подумает мировая общественность.
О, все пропало, мир не будет нас больше любить.
О, западная культура отвернулась от нас.
Приехал человек, француз, попользовался нашим гостеприимством, а потом взял и написал книгу, где оттоптался на нашем прошлом и нашем настоящем, без конца повторяя о серости и унылость российских пейзажей, тоталитарном состоянии Российской Федерации и тупой покорности жителей, населяющих наше государство.
Вы думаете, что кто-то напечатал опровержение?
Да эту книгу берут, переводят с французского, выпускают тиражом в 10 тысяч экземпляров, да еще и на обложке книги пишут, что она издана к 75-ю Победы!
Нет слов.
Вот честно.
Вернитесь к моей вымышленной цитате.
Зададитесь вопросом, издадут ли такую книгу во Франции, написанную российским журналистом, о мрачном и сером прошлом "тоталитарной" Франции?
На какой странице текста у француза - переводчика взыграет национальная гордость, он наплюет на гонорар и выбросит рукопись в окно?
И когда вы будете уважать себя, своих близких и любить свою Родину так, как это делал классик русской литературы!



Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

Ветка комментариев


Да, я именно про это, выдергивание Сталина в целом из идей коммунизма, использование его как "флага", а не понимание более сложных общественных причин и тенденций того времени.Тем же самым, на мой взгляд, занимаются и те, кто прошлое осуждает, даже не читая книг про то время (интересно, какой смысл осуждать то, что не изменить, ведь скорее надо делать выводы о причинах и учиться на ошибках, чем полностью отрицать, почему не использовать то хорошее, что было), тоже выдергивают из контекста и у них тоже Сталин "царь", от действий его одного зависит все в стране. Так наверное с каждой исторической личностью бывает, Гитлер ведь тоже скорее нарицательное имя стало, как и фашизм, вам не кажется?

А я сейчас читаю интересную книгу Морис Корнфорт - Диалектический материализм , там как раз в целом про это, про идеалогии, поэтому решила вставить свои 5 копеек:)



На одной стороне власовцы, на другой потомки Павки Корчагина.

мне кажется, что марксизм учил не делить строго на чёрное и белое, не упрощать метафизически происходящие процессы, ведь все намного сложнее, нет?


мне кажется, что марксизм учил не делить строго на чёрное и белое, не упрощать метафизически происходящие процессы, ведь все намного сложнее, нет?

Не знаю как вам, а для меня все просто.
Есть красные и есть белые.
У них есть идеи.
Либо человек (осознано или не осознано) за одни идеи, либо за другие.
Мои убеждения раскрыты в этом диалоге.
Я ведь тоже человек то не ученый...


Да, это отличный пример.)