Больше рецензий

23 марта 2022 г. 17:18

614

0 А выход только такой...

Молодая красавица, застреленная безумствующим ревнивцем... Достаточно привычная трагедия для российской глубинки. И не важно, когда эта трагедия произошла: в конце девятнадцатого, середине двадцатого или начале двадцать первого века. Всегда беззащитная в своей наивности красота - желанная добыча для циничных прожигателей жизни и примитивных собственников. И драматизм положения несчастной жертвы усиливает тот факт, что девушка не просто красива, но и умна, талантлива, и общение с этой обаятельной артистической натурой любого невольно поднимает над серыми буднями жизни.
Итак, городок Бряхимов на Волге-реке. Обыватели, делая каждый шаг, буквально оглядываются на местные "сливки общества": Кнурова, Вожеватова, Паратова, своеобразных "новых русских" дельцов, чьи предки были купеческого звания. Но несмотря на то, что потомки купцов выглядят и разговаривают как "цивилизованные" европейцы, нравы их остаются прежними: главное - прибрать к рукам как можно больше капитала, остальное- неважно. Поэтому бесприданницу Ларису, невзирая на все ее достоинства, ждет незавидная участь - стать любовницей женатого на другой дельца или стать женой посредственного мещанина, влачащего жалкое существование "с оглядкой" на местных "воротил".
В обществе, где все продается и покупается, Харита Игнатьевна Огудалова не растерялась и начала "торговать" талантом и красотой дочерей- бесприданниц. Сплавив двух старших дочерей в сомнительные, со всех точек зрения, браки, Харита Игнатьевна пытается "устроить судьбу" последней, Ларисы, принимая "поклонников" дочери свободно у себя дома. В дом Огудаловых охотно ездят разные мужчины, "потому что весело очень: барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное..." Так мужчины при деньгах ездили "развеяться " в цыганский табор или " к актрисам", не имея при этом никаких намерений, кроме как поразвлечься. Так дом Огудаловых превращается в своеобразный табор, где Ларисе отведена незавидная роль красивой куклы, у которой не предусматривается ни души, ни сердца.
А ведь и горячее сердце, и гордая душа Ларисы жаждет истинной любви, надеется найти того, единственного. И не ее вина, что, пленившись удалью и бесшабашием Паратова, она решила, что встретила настоящую любовь - как говорят, "на безрыбье и рак -рыба". Тем более, что Паратов, на первый взгляд, отличается от Кнурова и Вожеватова, не скрывающих, что рассматривают Ларису только в роли любовницы. Вожеватов в разговоре с Кнуровым признается, что "по-дружески" наливает Ларисе потихоньку от матери "бокальчик-другой шампанского, возит ей романы, которые девушкам читать не положено". И в ответ на уточнение Кнурова: "Развращаете,значит, понемножку,"- говорит: "Да мне что! Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственности заботиться?" Кнуров же просто ждет своего часа, считая, что для Ларисы съездить с ним в Париж в качестве его любовницы - лучшее, что может случиться в ее жизни, ведь только он способен подарить ей ту роскошь, для которой она создана...
И попытка Ларисы вырваться из этого заколдованного лабиринта заканчивается трагически, ведь Карандышев, брак с которым, по мнению Ларисы, мог бы спасти ее от нравственной гибели, невозможен. Жених оказался такой же безвольной марионеткой в руках "воротил" Бряхимова, как и она. Сначала этот неглупый и честный бедный чиновник, который, как казалось Ларисе, беззаветно любящий ее, терпящий ради нее насмешки и издевки богатых бездельников, осаждающих дом Огудаловой, вызывает симпатию и сочувствие. Кажется, он сможет спасти Ларису от той, бездны, которую приготовили ей богатые "поклонники", и бесприданница не только "сбежит" за него замуж, но и сможет полюбить его за честность и благородство...
Но уязвленное самолюбие, которое втайне лелеет в своей душе Карандышев, играют с ним злую шутку. Ему мало, что Лариса готова стать его женой - ему хочется восторжествовать над теми, кого он ненавидит и кому завидует в глубине души.
Торжествующая гордыня, с которыми он мечтает "возвыситься" над своими обидчиками, приглашая их на обед, делают его клоуном, над которым потешаются Кнуров, Вожеватов и Паратов, перед тем, как увезти от него Ларису, уважение которой он безвозвратно потерял. А придя в себя, он понял, что его обидчики, подыгрывая его "торжеству", на самом деле бессердечно сломали его жизнь. Кто такой для них Карандышев? Смешной человек, у которого ... "вырвали сердце, бросили под ноги и растоптали его"... Не просто униженный- уничтоженный- Карандышев ищет Ларису, которую не смог удержать от опрометчивого шага. Он готов простить ей все, не понимая, что сама Лариса не сможет простить его за то, что он не оправдал ее доверие что из-за ничем не оправданного тщеславия лишил ее надежды на честную жизнь.
Он встречает Ларису после катастрофы: Паратов, воспользовавшись моментом, соблазнил ее и тут же объявил о помолвке с другой. А Кнуров и Вожеватов уже разыгрывают в "орел и решку", кто первый "утешит " ее после Паратова. Вот она - пропасть, разверзшаяся перед ней, и нет Ларисе другого выхода, кроме смерти, которая настигает ее от руки смешного человека, стреляющего в нее с банальным восклицанием: "Так не доставайся же ты никому!" "Благодарю,"- произносит она с облегчением, сознавая, что смерть выводит ее из заколдованного лабиринта, из которого она не могла выбраться сама...