Больше рецензий

Balagur72

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 марта 2022 г. 23:58

591

5 УСУГУБЛЕНИЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЦЕРКВЕЙ

Прежде чем рассказать о впечатлениях о прочитанной книге, 2-й части романа "Святая Русь"- "Сергий Радонежский", я расскажу почему долго не писал отзывов на сайте. Дело в том, что в конце февраля у меня сломался компьютер. Потом, было приключение с электронной книгой Балашова "Похвала Сергию", я не смог найти целый вариант этого романа на всех тех трекерах где я был - только первая часть книги (я был на многих трекерах) - придётся искать бумажный вариант у своих знакомых. С этими приключениями я проваландался недели две в марте. Ладно, хватит ныть, вернёмся к прочитанной книге.

Я прочёл 2-ю часть романа "Святая Русь"- "Сергий Радонежский". Из названия становится ясно, что в этой книге главным героем должен быть игумен Троицкой обители, отчасти это так. Роман охватывает короткий по времени (1382-1386 годы), но очень ёмкий на события период времени. После разграбления летом 1382 года Москвы Тохтамышем, осенью того же года Дмитрий Донской отправил в Орду своего старшего сына Василия, также за вожделенным ярлыком на Владимирское великое княжение в Орду поехали многие удельные князья, многие сыновья этих князей стали заложниками у хана Тохтамыша. В это время на Руси случилась рязанско-московская война, в которой Олег Рязанский отобрал у московитов Коломну, помирить Олега Рязанского с Дмитрием Донским смог только Сергий Радонежский. Слова вложенные Балашовым в уста Сергию Радонежскому в разговоре с Олегом Рязанским:



Это там, у католиков, в латинах, возможно кажному сидеть у себя в каменной крепости и спорить то с цесарем, то с папою. У нас — нет! В бескрайностях наших, пред лицом тьмы тем языков и племен, в стужах лютой зимы, у края степей — надобна нам единая власть, единое соборное согласие, не то изгибнем! И жребий наш тяжелее иных жребьев, ибо на нас, на нашу землю и язык русский, возложил Господь самую великую ношу учения своего: примирять ближних, сводить в любовь которующих, быть хранительницею судеб народов, окрест сущих! Вот наш долг и наш крест, возложенный на рамена наши. И сего подвига, княже, нам не избежать, не отвести от себя… Поздно! Величие пастырской славы или небытие, третьего не дано русичам! Ибо Господень дар хоть и тяжек, но неотменим! И не будет Руси, ежели сего не поймем! И земля до останка изгибнет в которах княжьих!

Вот ещё слова вложенные в уста Сергию в разговоре всё с тем же Олегом:



Я боюсь иного! Чтобы весь народ не возжаждал телесных услад и обогащения, не позабыл о соборном деянии, как то створилось в Византии. Вот тогда нашу землю будет уже не спасти! Мы живы дотоле, доколе христиане есмы, и потому подвиг иноческий достоит каждому из нас и возможен, исполним для каждого!

Осенью 1385 года московский княжич Василий Дмитриевич бежал из Орды, бежал он в Москву кружным путём через Валахию (Молдавию), Венгрию, Польшу и Литву. А в это время (в 1385 году) между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния - удачно завершилась папская "многоходовочка" по крещению языческой Литвы по католическому обряду. Кстати, Дмитрий Михалыч отводит главную роль в заключении этой унии монахам-францисканцам. Религия в этой части романа выведена на первый план, и это правильно, вот, например, слова Балашова о святителе Перми Стефане Пермском:



Как славно, что народились уже на Руси свои проповедники слова Божия и понесли слово святое иным языкам и землям! Дикари, не ведавшие ни времен, ни сроков, учат у него ныне часослов, осьмигласник и псалтырь на своем языке! И все это: и переводы священных книг, и училища, и храмы — сотворено Стефаном!

Отдельной сюжетной линией продолжается жизнь семьи простых ратников и кметей Фёдоровых.

P.S.: эта книга написана отлично, как и все предыдущие романы. Я поставил этой книге - 5 звёзд!