Больше рецензий

20 мая 2013 г. 00:46

1K

3

Без пинка не выловишь и рыбку из пруда. Браться за современных да отечественных для меня трудновато, потому что с моим везением вечно попадаю не на то, что нужно. Но пинок в виде хитрого флэшмоба получен, поэтому окунаюсь в прозу того автора, о котором постоянно слышишь, но так ничего и не прочитал.

И вы знаете, опыт удался — "Елтышевым" скорее да, чем нет, хотя пришлось долго колебаться с оценкой. Сами смотрите, попробую расписать плюсы и минусы.

Плюсы.
1. Автор очень наблюдателен, тему знает не понаслышке и пишет очень убедительно. Жителю крупного города, конечно, может показаться, что как-то слишком много смертей и пьянства сконцентрировано в одной деревеньке. Может, действительно автор чуть-чуть "приукрасил", но дорогой мой человек родом из крохотного умирающего городка, где всё один в один. И когда он рассказывает о бесчисленных своих знакомых и родственниках, то почти всегда добавляет что-то вроде "спился", "сгорел", "утонул", "в армии скончался", "авария"... вплоть до "шёл по дороге, никого не трогал, убило упавшим с машины бревном". Слава богу, если вы действительно не верите, значит, у вас и ваших близких всё лучше.
2. Понравилась стилизация. Елтышёвы стали таким же нарицательным и собирательным, как плюшкины или маниловы, например. Все в романе даже под другими фамилиями — Елтышёвы, живущие не по правде, а по норме, по нормальности. И страшно, что если взять эту нормальность по уму, то она жуткая — можно и своровать, и обмануть, и обдурить, и напиться до свинячьего визга, ежели душа требует. Роман-то про "среднюю температуру пациентов по больнице", вот и выглядит эта средняя температура диковато.
3. Само сюжетное построение гладкое, ровное, резво бегущее. Всё начинается из пункта А, регрессирует чуть ли не по графику с резкими ускорениями регресса после кульминационных моментов. Впрочем, смутная надежда сохраняется почти до конца романа, ведь есть где-то Он с большой буквы О. Тот персонаж, которого все ждут, как Годо, правда, возвращается он е неизвестно откуда, а вполне из конкретного места — тюрьмы. Ну и что, что тюрьмы, значит, научился жить по волчьим законам, приедет и сделает всем благодать. И хотя понимаешь смутно, что никакой благодати он не сотворит, всё же ждёшь, что же произойдёт, когда он приедет.
4. Атмосфера просто на отличненько. Плюс добавить момент узнавания типичных характеров, ситуаций, персонажей. Елтышёвыми пропитываешься, пардон, как неприятным запахом, сразу с головы до пят.
5. Характеры. Хоть они и типичные, по большей части, но всё же выписаны с большим мастерством. Второстепенных мы узнаём только из уст третьих лиц, зато сами Елтышёвы как на ладони и копаться в их полупустых головёнках страшновато. Особенно меня напугал аморфный сынуля, потенциальный хикки и долботряс при росте в 2 метра и могучих мускулах. Человек "чистая доска", без интересов, без увлечений, вполне возможно и потому, что родители не больно-то много внимания ему уделяли со своим тухлым мирком. Ладно ещё Елтышёв-старший, который привык работать не руками, а погонами, поэтому к пенсионному возрасту руки и опустил. Но молодой-то боров изначально в флегматичной коме — это жуть.

А теперь минусы.
1. "Язык и стиль", да будет проклято это клише, не слишком хороши. Правда и не слишком плохи, тут врать не буду. Скорее, никакие, но не подчёркнуто нейтральные, а вот ну... Как будто на них вообще внимания не обращали при написании романа. Вот как выйдет, так и выйдет, чисто по-елтышёвски.
2. Описано-то мастерски, но посыл автора слишком примитивен. Всё плохо, всё катится в задницу, люди — дураки и сами себя губят, просвета нет, проклятое государство. Это и так все знают. Ну, серьёзно. Ни одного положительного героя, борющегося героя или вообще хоть какого-то "героя" в романе нет, надежды нет и солнце грёбаный фонарь. И что? Что предлагает товарищ Сенчин? В том-то и дело, что ничего. Я сейчас не имею в виду, что в романе должен быть в обязательном порядке какой-то дидактический элемент или пример положительного поведения, нет. Но должно быть хоть что-то помимо чисто описательной картинки. Иначе это просто открытка, сочинение "Как я провёл лето", только на другую тему. Особенно эта "мысль в никуда" заметна после зарисовки про сметливых азиатов, которые в противовес русским на этой же самой земле умудрились сколотить хозяйство, заработать благополучие и всё такое. То есть, автор не только ничего не предлагает, но ещё и тычет: "А вот, смотрите, можно ведь было, если бы захотели, но тут все такииииииие безнадёжные!"
3. Трагизм иногда чрезмерен и даже нелогичен. Точнее неправдоподобен, я вот, например, не всем моментам верю. Потому что Елтышёвы поступают нелогично для тупиковой ситуации, иной раз поднимают лапки кверху из-за совершенной ерунды. Не буду продавать ягоды, потому что я гордая вся такая раньше в этом городе была библиотекарем, а теперь торговой на рынке? Лучше сопьюсь и помру. Избавиться бы от старухи, она надоела нудеть. Как, оказывается, это только она работала в огороде и всех нас картохами обеспечивала, да ещё и топить теперь нечем, потому что уголь на её имя выделяли? Ай-я-яй, как же это мы не подумали раньше?

Но опять же повторюсь, что роман скорее хорош, чем нейтрален. Не всему веришь, но текст заставляет работать если не сопереживание, то ум.

Комментарии


Вот я периодически хожу мимо палаточки с сорока рублевыми Елтышевами и думаю, хочу ли я читать про русскую безнадегу или нет. Пока не хочу, но все равно проверяю, не купил ли кто еще.


Я бы не стала тратиться на бумажную версию. Книга не для перечитывания. А на один раз — вполне себе неплохо.


Вот так поощряется интернет-пиратство) У меня последнее время дурацкий загон - не скачивать современных русских авторов, а все-таки покупать книги (или обменивать их). Типа авторское право и все такое (да, по ходу, я легко внушаемый).В общем, если книга не стоит покупки, то и читать ее не стоит.


А при чём здесь Интернет-пиратство? Можно обменять и пустить дальше или взять почитать/взять в библиотеке — и не тратиться. Как раз на один раз.


Слишком много телодвижений. Я на транспорт до библиотеки и обратно больше денег потрачу, чем за книжку. Ну, ее. Если вдруг подвернется - почитаю, а что-то специально для этого предпринимать не буду.


Если вдруг подвернется - почитаю, а что-то специально для этого предпринимать не буду.


Я почти ко всей литературе так отношусь. Так много книг, которые хочется прочитать, что постоянно что-то именно подворачивается. Так что я даже на все игры забила, кроме тех, которые сама придумала и в них же неторопливо играю.


Хорошая рецензия, Фокс, аргументированная. Понравилась, да.
Помнится, я этой книге тоже три звезды поставила и тоже долго колебалась.))

Трагизм иногда чрезмерен и даже нелогичен. Точнее неправдоподобен

Вот это меня тоже насторожило! Сейчас мне кажется, что это не вполне реалистическое произведение. Ощущается какой-то налет постмодернизма. Эти Елтышевы будто подопытные кролики взяты автором вне всяких связей, выдернуты и помещены в чуждую среду на выживание. Такой вот эксперимент...
Романа Сенчина в числе других писателей, таких как Захар Прилепин, Герман Садулаев, Сергей Шаргунов, Сергей Самсонов, Денис Гуцко называют "новыми реалистами". Только вот мне думается, что в этом романе Сенчин не так прост, как может показаться на первый взгляд.


Хм. А мне как раз показалось, что среда им совершенно не чуждая. Точнее, такая среда одинаково чужда почти всем: и кто там живёт с рождения, и кто только приехал. А выживают в ней либо тихонькие тётки-бабушки, которые непонятно как вообще передвигаются, а поди ж ты целое хозяйство на себе волокут (может быть, потому что они маленькие и запросы у них маленькие), либо те, кто точно знает, чего хочет. Опять же, приехавшие азиаты — куда более чуждый элемент для сибирской деревеньки, чем Елтышёвы, однако добились того, чего хотели.

в этом романе Сенчин не так прост


Возможно. Но мой взгляд — взгляд со стороны, потому что я совершенно не в теме, в российской современной литературе не разбираюсь, не интересуюсь, не знаю, чем они там дышат. То есть ,я представляю собой довольно конкретную и немалую часть потенциальных читателей. Если понять дополнительные глубины авторского замысла могут только те, кто давно и прочно "в теме", то это приятный авторский бонус для них, но, опять же, мне как простому смертному до него не добраться. Тут уже вопрос в том, хочется ли лезть в весь этот новый реализм дальше или нет. Мне вот пока не хочется, хотя из этого списка читала только чуть-чуть Прилепина и вот этот роман Сенчина.


Обычно, когда начинают обсуждать этот роман, все сводится к тому, что спорят о том, бывает так или не бывает. И в рецензиях это так или иначе присутствует. Если бы Сенчин ставил целью написать поистине реалистический роман, он бы ввел и положительных персонажей, ведь мир не без добрых людей, как известно и краски бы так не сгустил.
Я только об этом...
Вообще, начинать знакомство с его творчеством с этого романа вполне разумно. Тема провинциала проходит через все его творчество, только в других романах его герой часто приезжает в большой город, чтобы начать новую жизнь.


Собирался писать рецензию, а вы вот за меня её написали. Всё так.