Больше рецензий

gjanna

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 мая 2013 г. 12:31

1K

5

Кровавый 1918 год. Старый мир рухнул, новый – утверждался покалеченными людскими судьбами и изгнанием Веры.

Товарищ, винтовку держи, не трусь
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!


На смену прекрасной даме приходит шлюха Катька, на смену рыцарю – безбожник Петруха.

Эх, эх, согреши!
Будет легче для души


И если бы я не наткнулась на статью Блока «Интеллигенция и революция», написанную в тоже время, ни на минуту не сомневалась бы, что «Двенадцать» - антиреволюционная поэма. И вдруг…

Дело художника, обязанность художника - видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит "разорванный ветром воздух". Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.


Неужели он действительно верил, что излом, который переживала Россия, должен был кончиться чистой и прекрасной жизнью? «Слушайте музыку революции». И ведь действительно, «Двенадцать» - это музыка. Жесткая, жестокая, жалящая музыка. Поэма – марш, поэма – пулеметная очередь. Блок услышал ее и переложил в стихи, в чувства, но неужели он считал, что все это во благо?

Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и нороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью.


И вот тут в голову пришла мысль: а не чувство ли это вины? Такое же по природе, как вина американцев за рабство и куклусклан? Может быть та идеализация мудрости мужика – это просто компенсация за крепостное право и свою жизнь за счет труда других?

Надо вот сейчас понять, что народ русский, как Иванушкадурачок, только что с кровати схватился и что в его мыслях, для старших братьев если не враждебных, то дурацких, есть великая творческая сила.


Есть ли творческая сила в разграблении храмов? Есть ли творческое начало в Соловецких лагерях? Есть ли стремление к светлому будущему в психиатрических больницах? Что же страшнее: «красный петух и самосуды в одном стане или эта гнетущая немузыкальность - в другом»?
Но поэма «Двенадцать» произведение Литературы, а это значит, что каждый может видеть в ней именно тот смысл, который ближе и роднее ему. Для меня «Двенадцать» - поэма о крахе, поэма о ужасе и грязи и вряд ли когда-нибудь превратится в гимн светлому будущему, путь к которому лежит через тернии.

Комментарии


А может Октябрьская Революция 17 года - это как раз тот случай, когда ужасный конец лучше ужаса без конца? И ужас прошел... Только вот вернулся в 1991 и всё никак не хочет уходить...


Знаете, я считаю этот переворот противоестественным. И врчд ли Сталин лучше, например, Александра второго.


Не в порядке дискуссии (тема 17 года для русских столь горяча и больна до сих пор, что никто в споре никого не переубедит), но в порядке вопроса, действительно интересно Ваше восприятие: февральский переворот был естественнее октябрьского или оба хуже?


А ведь прекрасный вопрос! Февральская революция в моем представлении не так ужасна. Может быть потому, что оставалась идея Родины и желание было изменить что-то, а не "разрушить до основанья".