Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

23 февраля 2022 г. 16:49

2K

4 Классический герметичный детектив с очень неплохой интригой

Тот случай, когда не знаешь, что такого написать, чтобы выделить книгу из ряда похожих друг на друга герметичных исторических романов. Я не могу сказать, что здесь есть что-то новенькое, какая-то изюминка, которая делает этот роман каким-то особенным, запоминающимся. Здесь стандартный набор: ученик и наставник, плохая погода, одинокий постоялый двор, несколько людей, оказавшиеся запертыми на его небольшой территории, убийство и маленькая кучка подозреваемых, столкновения и подозрения, диспуты и разные точки зрения по ходу следствия, которое ведёт наш наставник. Всё дело приправлено вечной темой противостояния двух полюсов человеческого движения - консервативного и прогрессивного. В роли прогрессивного, научного взгляда на происходящее здесь, а также на жизнь в целом, у нас профессор Томас Буберг с юным норвежцем Петтером Хорттеном. В роли реакционера и консерватора, выступающего за существующий порядок вещей и ставившего под сомнение всё, кроме слова Божьего, человека, живущего догматами и верой в очищение пламенем костров, пастор Якоб Фриш. Остальные - люди простые, они встают на ту или иную сторону тогда, когда им это выгодно. Например, в случае с ведьмой.

Стандарт-то стандартом, но всё же у Ауста есть свои ходы, эксклюзивные, так сказать.

Интересен момент, который выбран автором для происходящего. Это канун Рождества и Нового 1700-го года. Мало того, что праздник, так ещё и век сменяется. Причем действие не просто так помещено именно в эти дни прошлого, так как тут есть связь не только с историческими событиями в Дании и близлежащих к ней государствах, с существующими конфликтами и недавним прошлом, но и с самой датой, которую очень изящно используют все, каждый со своей целью. Приплетение Судного дня было шикарным ходом с попыткой отвести глаза в сторону.

Набор персонажей достаточно типичен для таких историй, но есть и редкие типажи. Например, сам убиенный граф, который оказался не тем, за кого себя выдавал, за плечами которого оказалась очень насыщенная история прошлого, переплетенная, как оказалось, с судьбами ещё двух персонажей. Или плотник Густаф, который тоже не плотник. Или конюх Альберт, что пережил тяжелейшую трагедию. Или служанка Мария, оказавшаяся вовсе не милой и простодушной девушкой, а самой настоящей змеищей. Или хозяева - супружеская чета фон Хамбоков, которые темнят от начала и до самого конца. Или пастор Якоб, который, как оказалось, в душе своей несёт огроменную каменюку, что способна, будь она всё же кинута в цель, вызвала бы такой обвал, что мало не показалось бы никому. Но особенно выделяется среди этих герров и фрау персонаж, который сначала выступает в роли декорации, а потом играет очень большую роль - нишенка-саамка Бигги. Пока Томас Буберг копается в прошлом всех наших героев, беседует с ними беседы, наши герои раскрывают свои секреты и картинка произошедшего постепенно вырисовывается. Могу отметить, что каждый получился интересным и живым, несмотря на то, что взяты они из обычного набора ролей для подобных детективных сюжетов. Как правило в такой набор для исторического герметичного детектива входят: хозяин с хозяйкой, монах, служанка, некто из слуг мужского рода, как тут Альберт, наивное существо в виде ученика какого-нибудь светила, что будет с широко раскрытыми глазами следить за происходящим, периодически впадать в сомнения, а периодически и в озарения, и всё, всё, всё рассказывать читателю. Типично-то типично, а получилось отлично. Ну ладно, пусть не отлично, но точно хорошо.

Столкновение взглядов тоже всё то же. Наука и религия, профессор и пастырь, книги философов и Библия, рассудок и слепая вера, логика и догматы с пеной у рта... И так далее, и тому подобное. Но это напрашивается самим набором героев и исторической правдой - церковь реально тянула назад, опираясь на веру и чувства, но не на разум. Хотя, нашему пастору в разуме как раз отказать нельзя, его рассуждения тоже логичны, но, не всегда. Поэтому этот персонаж периодически впадает в гнев праведный и начинает, тыча пальцем в оппонента, орать цитатами из святого писания. Такие перепады наводили на мысли, ибо поведение указывало на что-то тако-о-ое... Подтвердилось в итоге.

"Судный день" Курта Ауста - очень хороший представитель своего жанра. Пусть не хватает аутентичности, но у автора явно не стояла задача повторить Умберто Эко. Лично для меня в плюс стало и то, что действие происходит в Дании, а то всё Франция, Англия да Испания,тут новая география и другие исторические реалии, что усиливает интерес. Ну и парочка главных героев весьма многобещающа. Стоит последить за ними в дальнейшем.

Прочитано в рамках игры "Вокруг света", семнадцатый тур, и совместных чтений в клубе любителей исторического жанра "Осторожно! Историки".

Комментарии


Ух ты! Хорошая книга. Надо брать)


Хорошая, это точно.) Бери!) Мне кажется, что тебе тоже понравится.


Посмотрим.


Люблю герметичные детективы, люблю исторический сеттинг, книга в више, но надо двигать)


Хороший роман в своем жанре. Мне понравилось и как построен сюжет, и как герои раскрывались постепенно, и мальчик наш наивный чудесно вышел, и... И много ещё и.)) Но на отлично, немного не хватило аутентичности и всё же предсказуемо было многое, но на четверку твёрдую точно.


Бывает, четвёрку тоже надо заработать, я считаю)


Да. Тем более, что в целом удовольствие я получила от книги.)


А это ли не главное)


Главное.) Поэтому книгу могу смело рекомендовать любителям жанра.)


Так и поняла)))