Больше рецензий

13 февраля 2022 г. 04:01

140

4

Эта новелла не для слабонервных. В ней вы не найдёте ничего прекрасного, смешного или вселяющего надежду. Она категорически противопоказана особо впечатлительным людям, тем, кто начинает знакомиться с японской литературой и с творчеством Кэндзабуро Оэ в частности, любителям животных, да и, вообще говоря, я не стала бы рекомендовать её к прочтению никому, потому что остаться равнодушным к ужасу описанных событий невозможно. Хотя сама история о том, как трое студентов, решив подзаработать, нанимаются в помощники к живодёру, чтобы избавить клинику своего университета от полторы сотни собак, отобранных с целью проведения экспериментов, поскольку финансирование их содержания было прекращено, причём по нелепой причине - из-за появления в газетах письма какой-то англичанки о жестоком к ним отношении, лично меня не шокировала. Такова жизнь. Непривычно, конечно, что действие происходит в Японии, ведь зачастую её идеализируют, называя чуть ли не одной из наиболее прогрессивно развитых и миролюбивых стран (данное убеждение я, к слову, не разделяю). Но почему бы и нет? Тем более, если учесть, что произведение было написано в 1957 году, и то, с какими сложностями в ведении «здоровой» политики и экономики пришлось столкнуться японцам после капитуляции 1945 года. Разрыв шаблонов, резкие изменения в идеологии нации, потрясение от заявления императора сыграли свою роль в том, что послевоенное поколение утратило свои ориентиры. Главный удар приняла на себя японская молодежь, к которой Кэндзабуро Оэ не раз обращался в романе «Опоздавшая молодёжь», статьях и очерках «Облик послевоенного поколения», «Письма к молодежи», «Молодежь и модели мира. Пятница дразнит медведя» (с ними можно ознакомиться в следующем издании) и в других работах, призывая молодых людей не быть пассивными, работать над собой, размышлять, отказаться от насилия, не терять своей индивидуальности, не принимать на веру всё, что им говорят, и помнить события Хиросимы и Нагасаки:

Ответственность за беспамятство ляжет на нашу совесть, и не будет нам оправдания ни сейчас, ни в будущем.

Воспитанная изначально в консервативном уклоне с сознанием того, что Япония продолжит воевать до последнего, обманутая, всеми покинутая японская молодежь вынуждена была принять взгляды и ценности Запада, поэтому в вопросе самоопределения её бросало из крайности в крайность. Большинство, как показано на примере одного из студентов новеллы, от лица которого ведётся повествование, перестало интересоваться политикой, они чувствовали себя то ли слишком молодыми, то ли слишком старыми, чтобы увлечься чем-либо, страшно утомлёнными, привыкшими сдерживать свой гнев. Другие же не могли смириться со сложной действительностью и, замыкаясь в национальном, ставя прежде всего японское, участвовали в студенческих движениях, открыто критиковали правительство, систему образования и так далее, однако в силу отсутствия опыта, всеобщей поддержки и, возможно, по причине банальной трусости делали это, как слепые котята, неумело и глупо. Характер такой молодежи воплотился в образе второго студента, который помогал оттаскивать трупы собак и сдавать их подрядчику, а между тем считал себя вправе высказываться о том, что работа живодёра и его бесстрастное отношение к убийству являются гнусными, отвратительными, что мерзко кормить отбросами, да ещё и ласкать тех животных, которые вот-вот погибнут под ударами, «уж с собаками-то надо поступать благородно». Точно, лучше уморить их голодом (ну, так себе гуманность).

Несмотря на то, что и финал новеллы далеко не радужный, есть в ней положительный момент - она играет роль триггера, то есть давит на больные точки читателя, заставляет размышлять, сопереживать тем, кто не в состоянии себя защитить, и побуждает к действиям, а вот к каким именно зависит от того, с кем из персонажей этой истории читатель будет себя ассоциировать: с живодёром, имеющим совесть, ум и честно выполняющим грязную работу за деньги, студентом № 1, студентом № 2 или с больной, нуждающейся в деньгах студенткой, которая равнодушна ко всему.



Литературный турнир в клубе «Читаем классику вместе», тур 5