Больше рецензий

30 апреля 2013 г. 20:53

57

5

Итак, постапокалипсис. Человечество загадило Землю и отправилось на Марс, оставив на родной планете только самых выносливых и самых недалёких. И на Земле, тонущей в горах мусора, задыхаясь от радиоактивной пыли, Рик Декард, главный герой романа, хозяин механического барашка, охотится на сбежавших андроидов. Плюс недоумок с широкой душой, псевдорелигия, генератор настроений и Дружище Бастер. Сюжет для боевика со спецэффектами.
Но за этим, казалось бы, незамысловатым сюжетом спрятан глубокий философский пласт произведения. Вообще для Филиппа Дика очень характерна тема лжи и подделок, того, что называется fake. Собственно, вся вселенная романа построена как зеркальный лабиринт – никогда не знаешь, что перед тобой – механический кот или настоящий, жестокий убийца или человек с благородной миссией, недоумок или гений, истинная вера или телешоу, человек или андроид.
Всё превращается в подделку. Или объявляется подделкой. Мерсер, тот кто привносил некий смысл в существование, объявлен шарлатаном. Джон Изидор объявлен недоумком, но он первым догадался о том, кто такой Дружище Бастер. И именно ему в вымирающем мире повезло найти живого паука. Живой паук с одной стороны и андроиды – с другой.
В век высоких технологий, когда прогресс оборачивается против человека, отличить настоящее от ненастоящего очень сложно, пока не вскроешь – не узнаешь. Но в том, что касается людей, автор уверен – живого человека от андроида отличает способность сочувствовать. По сути, андроиды – те же люди, только без души. В некотором смысле это – будущее. Или отражение - отражение людей жестоких и эгоистичных, обеспокоенных только материальными благами.
О чём они мечтают? О таких же суррогатах, как и они сами. Правильно, об электроовцах. Ненастоящие мечтают о ненастоящем.
Вот в чём предупреждение романа – человечество превращается в андроидов, мечтающих об электроовцах.