Больше рецензий

nastena0310

Эксперт

Записки Графомана

6 февраля 2022 г. 23:23

3K

4 Зло в глазке кинокамеры.

Клер утверждала, что кино – нечто большее, чем набор оптических иллюзий, кино – литература для глаз, такая же великая, как и книжная.

Давно уже присматривалась к этой книге, так как она обещала мне сюжет, который я очень люблю, но который довольно сложно найти, мне кажется, книги на подобную тематику в моей читательской жизни можно по пальцам руки пересчитать. Я не являюсь специалистом в области киноискусства, хотя фильмы, сериалы и анимацию очень люблю, но исключительно в своих жанрах, я не разбираюсь в высокоинтеллектуальном кино, ровно дышу к классике, шедеврам и фильмам, получающим престижные премии, я не критик, я зритель, причём со своими довольно помоечными вкусами) Но вот я очень люблю когда литература и кинематограф сливаются воедино, то есть такие сюжеты, где кино в книге становится чем-то большим, причём зачастую кино выдуманное, никогда не существующее в реальности. Именно такой роман я и предвкушала и собственно прочла.

С Джонатаном Гейтсом мы знакомимся в самом начале его студенческой жизни, когда он довольно-таки случайно становится завсегдатаем одной компании - людей, помешанных на кинематографе, смотрящими, обсуждающими, критикующими и разбирающими фильмы, причём не те, которые рассчитаны на массового зрителя. Нежданно-негаданно он находит в этом дело своей жизни, меняет факультет и начинает относиться к кинематографу не просто как к развлечению. В этом можно обвинить двух людей, которые встретились ему в тот период жизни, это Клер - молодая, амбициозная, умная женщина, которую не пустили в исключительно (на тот момент) мужской мирок, исследующий серьёзное искусство, что не помешало ей тем не менее добиться своего. Любовь, страсть, секс, общие увлечения смешались у этих двоих в плотный клубок довольно необычных взаимоотношений, где женщина взяла на себя роль не столько партнёрши, сколько ментора.

Вторым же человеком становится, как это ни странно прозвучит, погибший ещё в 1941 году немецкий режиссёр Макс Касл. Когда-то он снимал в Германии серьёзное кино, но те плёнки либо утеряны, либо уничтожены. Америка же, в которую он эмигрировал в погоне за своей мечтой снимать великое кино, обломала его по полной, чтобы тебя спонсировали, нужно снимать то, что говорят и как говорят, а все вот эти ваши псевдоинтеллектуальные выкрутасы не нужны ни студиям, ни зрителям. И пришлось гениальному творцу в поисках средств на хлеб насущный перебиваться халтурками, снимать низкобюджетный ширпотреб, тогда как раз получивший популярность - все эти трёхкопеечные фильмы про зомби, вампиров и оборотней. Но гений на то и гений, чтобы даже здесь оставить свой след...

Интерес к творчеству Касла проснулся у гг с фильмом, который волею случая оказался спасён практически с костров нацистской Германии, при просмотре он производит и на Джонатана, и на Клер сильнейшее впечатление, но почему фильм на религиозную тематику вызывает отвращение, страх и ужас на каком-то практически подсознательном уровне? С этого момента начинается одержимость главного героя Каслом, он стремится найти всё, что только можно, вышедшее с его помощью. И оказывается, что и его малобюджетный ширпотреб, если найти его без купюр и правок киностудий, производит не менее сильное и гнетущее впечатление, крупица за крупицей Джонатан восстанавливает и трагическую судьбу творца, и его приёмы и трюки, намного опередившие своё время.

Я думаю, меньше всего гг ожидал на пути своего исследования оказаться по уши втянутым в мировой заговор, существующий дольше чем можно себя представить даже с самым богатым воображением. Загадочная религиозная секта с могущественными членами по всему миру и с таинственными, но крайне зловещими идеями и целями, оказывается вплотную связана со всей историей мирового кинематографа, избрав последний своим верным инструментом. История по сути представляет собой что-то среднее между интеллектуальными ребусами Умберто Эко и приключенческим экшеном с загадками Дэна Брауна. О чём меня собственно и предупреждали рекламные фразы на обложке, но я почему-то всё упорно ждала большего уклона в мистику, а не в конспирологию, а потому оказалась не то чтобы разочарована, но несколько недовольна финалом, который и хорош, и логичен, но...

Мне всё же под конец чего-то не хватило, то ли мистики, которую мне особо никто не обещал, то ли более сильной кульминации, как-то события последних глав снизили для меня накал страстей. Вся эта островная часть впечатлила бы меня на порядок больше, если бы автор описывал её чуть покороче и менее подробно, но это исключительно вкусовщина. Книга на самом деле очень интересная, захватывающая, читается влёт, несмотря на внушительный объём, так что, если вы любитель конспирологических романов с интригующим сюжетом и мрачной атмосферой, от души рекомендую присмотреться.

Смешной старикашка. Звали его Розенцвейг. Иезуит. Но вообще-то, когда мы – я и Клер – с ним познакомились, он уже не был иезуитом. Его лишили сана, потому что у него был слишком длинный язык. Но он, понимаешь, не сдался. Он все равно продолжал бороться, чтобы решение поменяли. Но ничего из этого не вышло. Его вышвырнули вон. Он часами мог нудить о том, что кино – это зло. Зло – не то, что в кино показывают. Секс, насилие, богохульство – на все это ему было наплевать. Он утверждал, что зло – само кино.

картинка nastena0310
P.S.: Если вы знаете художественные книги про кино (триллеры, ужасы, детективы), буду признательна за информацию.

Прочитано в рамках:
игры "KillWish" 6/8
клуба "Аниме Игры"
и моба "Языковые улочки" клуба "Книжная Страна" 2/9

1 2

Комментарии


вроде бы никто не упомянул Левински - "Кастелау", но там тема кино не такая явная, как здесь,хотя какие-то элементы присутствуют; плюс может быть интересна "Камера Обскура" Набокова из-за её кинематогрофичности, некоторые элементы сразу бросаются в глаза(спойлер, не буду писать), другие же только после некоторых статей
1 2