Больше рецензий

5 февраля 2022 г. 18:46

1K

4 "Я вижу только мертвых русских, но я не вижу побежденных русских"

«Фальшивки всегда удивительно живучи!»

Как иронично со стороны Пикуля вставить эту фразу отдельным абзацем в своём произведении. Речь о так называемом "завещании Петра Великого", которое станет камнем преткновения для международной дипломатии во времена Российской империи, Советской России и, следуя логической цепочке автора, останется таковым на протяжении всей истории страны.

Пером и шпагой, как и весь Пикуль, не для всех. Это подробнейшее повествование о событиях Семилетней войны в Европе, дипломатических отношениях стран участниц, шпионаже, политических махинациях, и кровопролитных военных баталиях. Перед нами закат правления дчери Петра императрицы Елизаветы: в России расцвет коррупции, катастрофическая нехватка денег, Петербург во всём блеске сияет пышными балами, на которых удивляет своим богатством и неумеренностью иностранных послов, бравируя своей военной мощью и доказывая миру, что Россия - это сила, с которой теперь Европа обязана считаться. Только лишь за это русские солдаты десятками тысяч складывают головы в битвах с Фридрихом Великим.

Одним из действующих лиц, оказавших немалое влияние на ход войны и отношения сторон, является интриган шевалье де Еон. Именно его противоречивая фигура, заявлена как главное действующее лицо в предисловие. Не верьте, уловкам Пикуля, будьте бдительны, де Еона здесь чуть больше, чем на пару глав – примерно первую и последнюю.

Книга определенно сладчайшим бальзамом ляжет на души патриотов, неистово верящих в самоотверженный и несокрушимый русский дух, народ-победитель, народ-богоносец и непобедимую Россию с её собственным великим путём, против которой ополчился весь мир, неспособный понять и постичь таинственную русскую душу, и именно поэтому опасающийся её.

Я отказываюсь допускать мысль, что Пикуль так или иначе писал исходя из конъюнктуры своего времени. Только лишь любовь к России, вера в русский народ, восхищение и преклонение перед подвигами русской армии и флота - движущая сила всех его текстов. На это нам вроде как намекает и биография автора: курсантское прошлое и героическое военное прошлое его отца, пропавшего без вести в Сталинградской битве.

Увы, не все читатели Пикуля принимают во внимание, тот факт, что его произведения это все-таки романы - а значит произведения, как ни крути, художественные, хоть и с претензией на историчность. Добрая часть удивительных и красочных эпизодов из них никак не подкреплена документально и не может претендовать на истину в последней инстанции. Это захватывающее увлекательное произведение в основе, которого реальные персонажи и фактические события. Но вот весь антураж происходящего, кружева хитросплетений, яркие монологи, изобилующие фразами, навсегда вписанными в историю, мотивы и домыслы действующих лиц – это лишь домыслы автора и прекрасное художественное обрамление для реальных исторических событий, судьбоносных, знаковых, порой трагических. После Пикуля всегда остаётся это послевкусие неизвестности - неизвестности того, чему можно доверять, а что все-таки стоит проверить.