Больше рецензий

20 апреля 2013 г. 23:38

3K

5

Никто уже не кричит «ура».

Скажу откровенно, что военную прозу я не люблю. Собственно, я её и не читала толком. Но именно потому, что — не понимаю. И даже не хочу делать вид, будто слова «передовая» или там «вторые рубежи» для меня что-то значат. Первая вещь, которая дала мне хоть какое-то представление о войне, — малышовый рассказ Гайдара «Четвёртый блиндаж» — вот это как раз мой уровень.
Но подбираясь уже где-то к середине книги Некрасова, я вдруг оказалась в окопе. Впереди — серая обглоданная земля, ожесточённо частит пулемёт, плечо немеет от толчков отдачи, тонкие противные струйки пота щекочут шею и подмышками, нас четверо, мы в кольце, свистят снаряды, от гильз некуда ступить, патроны кончаются, надо держаться.
Это было так неожиданно и непривычно, что я даже испугалась и оторвалась от книжки. И моментально поняла, что значит словосочетание «окопная правда». Это когда вспорото тело родной земли, а ты сидишь в самой ране, прижимаешься грудью к стылой земляной груди, и после каждого разрыва тебе за шиворот сыплются влажные комки земляной плоти.
В этот момент ты едва ли думаешь о родине или Сталине или скрытой теплоте патриотизма; мысль успевает охватить разве только этих троих, что с тобой плечом к плечу, такие разные и сложные, настоящие души, охваченные сейчас борьбой за одну на всех жизнь. А жизнь ускользает каждую минуту, как песок сквозь пальцы: несколько часов назад ты собирался хлопнуть рюмочку по случаю дня рождения, или поговорить по душам вон с тем хорошим застенчивым хлопцем, или просто снять сапоги уже наконец, но не прекращается кровавая пахота, и всё, всё снова и снова откладывается на потом. Даст бог, будем живы.
И после того, как эта самая окопная правда забивалась тебе в сапоги и хрустела на зубах, ты уже не можешь спокойно смотреть в пустые глаза тупого и самоуверенного капитана, который заседает в двухэтажном дворце-блиндаже с ампирным зеркалом на обшитой панелями стенке, и единственный солдат, которого он знает, — это сферический солдат в вакууме, пушечного мяса кусок, который обязан любой приказ брать под козырёк и не думая бросаться с голой грудью на вражеские пулемёты с криком «ура». А если он хотя бы не кричит «ура» — значит, трус и предатель.
Война не терпит полутонов, она жёстко делит людей на своих и чужих, но национальность не имеет к этому никакого отношения. Страшен разъярённый командир, потрясающий пистолетом, марш в атаку или я тебя сам пристрелю, и совсем не страшен худосочный пленный фашист, который вежливо подносит прикурить, битте камрад.
Мы говорим, что на войне так страшно. Мы ничего не знаем о войне.

Ветка комментариев


ох какой сайт! очень интересно, спасибо большое! (хотя часто сами авторы оказываются не лучшими чтецами, как показывает практика, но всё равно интересно)

да, книга долгое время запрещена была, несмотря на Сталинскую премию.
это хорошо, что в программу вошла, надо учить детей думать своей головой, а не припечатывать шаблонами, особенно теперь.


Да и Некрасов не ахти какой чтец.) Но голос услышать по прошествии времени любопытно.

Программы по литературе изменились, это правда. Только эти изменения начинают пугать - один негатив тоже не стоит.


после стольких лет навязанного позитива, а затем разнузданной чернухи, мне кажется, сейчас как раз намечается тенденция к объективности. вот взять хотя бы новую самокатовскую серию. по-моему, это хорошо, информация должна быть разносторонней, а выбирать позитив или негатив, пусть уж дети/люди сами решают.

Некрасов в этом смысле как раз не нейтрален, но объективен. в этой книге нет ни неправдоподобной героики, ни негатива.


А у меня теперь в планах прочитать "Мой лентенант" Д. Гранина. Говорят, очень достойная книга и премию вот получила за 2012 год.