Больше рецензий

telans

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 апреля 2013 г. 11:00

3K

5

Великолепная книга! Известный британский историк-марксист исследует феномен и зарождение понятий нация и национализм, и делает это так захватывающе, что иной писатель-романист позавидует.

Само понятие нации является весьма и весьма молодым и недавним, что совсем неудивительно, если окинуть взглядом Средние века и Новое время (глубже погружаться в поисках даже зачатков нации смысл невелик). Большинство населения того времени были людьми зависимыми (в разной степени тяжести) и были *привязаны* в огромной степени к клочку земли, где родились, общине, лендлорду, королю, церкви. Ни о какой нации речи не шло вообще.
Понятие *родины* менялось на протяжении веков существенно, как и границы этой родины и ее человеческое наполнение. В начале своего труда Хобсбаум показывает нам, как создавались национальные языки, нации и националистические движения, процесс этот был долгим, трудным и очень неоднозначным, кроме того, полным позднейших мифов и подтасовок, призванных постфактум оправдать или подтвердить современные притязания тех или иных политических сил (далеко ходить не надо, просто оглянитесь вокруг или включите новостной канал).

Вторая часть исследования показывает нам уже сформировавшийся во всей красе национализм и то, чем он стал в ХХ веке. Гражданский и этнический национализм - вещи неравнозначные, не всегда совпадающие (скорее, чаще совсем не совпадающие в нашем мозаично-размытом миграциями мире) и порой противоречащие друг другу, к этому клубку противоречий постоянно примешивается воля государства и разнородных течений и групп как внутри, так и вне его, разрушительные манипуляции на этой почве привели к наиболее масштабным и кровавым событиям в истории человечества, кроме того, ограничив, спрессовав их в кратком временном отрезке, отзвуки которого до сих пор лихорадят мир.

Книга была написана в период развала Советской империи, ветер перемен и оптимизм по поводу окончания холодной войны все-таки повлиял на маститого британского ученого, его прогноз на будущее национализма и наций - постепенное затухание активности и трансформация в другие более приемлемые формы человеческого взаимодействия.
К сожалению, он забыл уточнить сколько веков и войн на это потребуется, с учетом неоднородности развития и функционирования в разных уголках планеты этой разрекламированной ХХ веком идеи.

Прочитано в рамках *Спаси книгу-напиши рецензию! Тур №10*

Комментарии


Судя по твоим цитатам книга замечательная. Да и рецензия весьма информативна, спасибо. Почитаю, когда доросту и настроюсь на нужную волну. Пока выступаю по художественной литературе.


Спасибо)) Она легко читается (особенно, если набраться терпения во время чтения предисловия)))


Скажите, пожалуйста, а насколько хорошо в книге раскрывается культурологический пласт формирования наций? Привязка к культуре меня интересует. Можно ли там что-то существенное почерпнуть в этом ключе?


В большей степени Хосбаума интересуют политико-социальные аспекты формирования нации, он не считает культуру (как мне показалось) основополагающей или чрезмерно значимой переменной в этом процессе, хотя в первой части книги (главы 1 и 2) и касается этого вопроса.


Спасибо, мне было важно это уточнить.


эх, что ж я эту книгу раньше не увидела, когда диплом писала)


Книга была написана в период развала Советской империи, ветер перемен и оптимизм по поводу окончания холодной войны все-таки повлиял на маститого британского ученого

А вот это спорно. Развал СССР как раз наоборот должен был вызывать опасения, ибо говорил о всплеске национализма, а не его затухании. Я так понимаю, что свой прогноз Хобсбаум строит скорее на европейском материале, ибо там как раз все замечательно - интеграция, однако. Да и книга была написана в конце 1980-х, до распада СССР.

У Хобсбаума еще очень интересны работы по "длинному XIX веку" и "короткому ХХ-му". Собственно, он эти понятия и разработал.


Книга была написана уже после развала Союза (в ней часто мелькает 1992 год как наше *теперь*)
Европейский контекст с его уже сложившимися нациями и латентными очагами национализма в Стране Басков, Каталонии, Бельгии etc. не являются для Хобсбаума основным материалом для выводов о будущем затухании активности национализма как такового (речь не идет о затухании вообще).

Все сказанное не означает, будто национализму не принадлежит сейчас видное место в мировой политике или что по сравнению с прежними временами его заметно поубавилось. Я говорю о другом: несмотря на то, что национализм, бесспорно, вышел на первый план, исторически он стал менее важным. Он уже не является, так сказать, глобальной перспективой развития или всеобщей политической программой, — чем он, вероятно, действительно был в XIX — начале XX вв. Теперь он, самое большее, лишь дополнительный усложняющий фактор или катализатор для иного рода процессов. Историю европоцентристского мира XIX века можно не без веских оснований представить в виде истории «становления наций», как это и сделал в свое время Уолтер Бэйджхот. В подобном свете мы и сейчас изображаем историю крупнейших государств Европы после 1870 г.

Но неужели кто-нибудь опишет подобным образом мировую историю конца XX-начала XXI века? — В высшей степени маловероятно. Напротив, ее неизбежно придется писать как историю такого мира, который уже не может быть удержан в жестких рамках «наций» и «наций-государств» в их прежнем толковании — политическом, экономическом, культурном и даже лингвистическом. История эта будет в значительной степени супранациональной и инфранациональной, но даже инфранациональность — независимо от того, рядится ли она в одежды какого-либо мини-национализма или нет — станет симптомом упадка старых наций-государств в качестве эффективно действующих структур. Ведя речь о «нациях-государствах», «нациях» или этнических/языковых группах, история прежде всего покажет, как они отступают на второй план перед лицом нового, супранационального преобразования мира, сопротивляются ему, поглощаются им или адаптируются к нему. Нации и национализм никуда из этой истории не исчезнут — но только играть они в ней будут второстепенные, а часто и совершенно незначительные роли. Это не значит, что в системе образования и в культурной жизни отдельных, в особенности небольших стран их национальная история и культура не будут занимать весьма важное место — их роль, вероятно, даже возрастет. Вполне вероятно, что они смогут пережить расцвет в рамках гораздо более широкой супранациональной системы, как процветает, например, в наши дни каталонская культура, — при этом, однако, молчаливо подразумевается, что общение каталонцев с остальным миром будет осуществляться на испанском и на английском, поскольку весьма немногие из людей, живущих вне Каталонии, окажутся способными говорить с каталонцами на своем языке.

«Нация» и «национализм», как я уже заметил выше, больше не являются терминами, в которых можно адекватно описать, а тем более глубоко проанализировать политические образования и даже чувства и настроения, которые в свое время описывались с их помощью. И я не исключаю возможности того, что с закатом нации-государства и национализм пойдет на убыль; и тогда с ясностью обнаружится, что быть «англичанином», «ирландцем», «евреем» или совмещать в себе все эти характеристики — это лишь один из многих способов самоидентификации, к которым прибегают люди в зависимости от конкретных обстоятельств. Было бы нелепо утверждать, что день этот уже близок, — я, однако, надеюсь, что сейчас о нем уже можно говорить как по крайней мере о реальной перспективе. В конце концов, сам факт, что историки начинают делать известные успехи в исследовании и анализе проблем наций и национализма, наводит на мысль, что в этом — как и во многих других случаях — пик изучаемого ими феномена уже позади. Сова Минервы, несущая мудрость, вылетает, по слову Гегеля, в сумерки, и то, что теперь она кружит над нациями и национализмом, есть добрый знак.


Хм.. любопытно, я видела информацию, что книга издавалась в 1991 году (ну а написана, ясное дело, была не за месяц до этого). Возможно, во второе издание вносились правки с учетом "текущего момента".

Я поняла суть аргументации. Вот только отсылки к Советскому Союзу в приведенном вами фрагменте так и не увидела.


Забавно.

По поводу отсылок к СССР - Нации и национализм после 1780 года Глава 6.


Это такой новый тренд на ЛЛ, да? Вместо того, чтобы объяснить позицию, высказанную в рецензии, предлагать почитать книгу? Спасибо, я это сделаю, если захочу. В данный момент мне было любопытно узнать Ваше мнение. Но нет, так нет.


Из Ваших ремарок у меня не сложилось впечатления, что Вам любопытно было узнать мое мнение, скорее наоборот - Вам заранее все известно, и мой *новый тренд*, как Вы выразились, - лишь нежелание ломать копья в такой ситуации.


В своем первом комментарии я не случайно написала слово "спорно" (а не "неправильно"). Я, конечно, себя очень люблю, но не считаю свое мнение истиной в последней инстанции. Но если Вы предпочитаете диалоги из категории "все со всеми согласны", окей, я поняла, больше не буду приставать.


Конечно, именно это я и предпочитаю, Вы вновь безусловно правы)


Национализм будет существовать пока человечеству есть что делить.


Мне кажется, скорее ксенофобия - национализм понятие весьма юное, а человечеству всегда было, есть и будет (видимо), что делить. Любые *другие* - прекрасное оправдание всему чему угодно - тут и *охота на ведьм*, и социальные потрясения/революции, гражданские войны, религиозные движения... Нация - только новая обертка старого как мир противостояния *мы и они*.
Да и часто современный национализм прикрывает собой абсолютно другие цели/причины/намерения и т.д.


Национализм - это долгоиграющая разновидность ксенофобии. Да и вообще - все это лишь причина. Ее найдут при желании всегда.


Точно, never losing favourite game, к сожалению.