Больше рецензий

21 января 2022 г. 14:10

847

3 «Я бегу от смерти уже два года, и пока мне это удается». (с)

Книга 2 — «Охотник на волков» — рецензия
Книга 3 — «Имя для Лис» — рецензия
⠀⠀⠀Всеми силами я обходила эту серию книг с онлайн-бестселлерами. Всегда сомневалась в ней. Плюс, у меня есть некоторое предубеждение по отношению к этим книгам и многим современным русским авторам. Ничего не могу с собой поделать, но порой хочется уходить от этого, потому что это ограничение, которое может мешать. Когда подруга предложила мне печатные версии книг Ли Виксен, я все же подумала: а почему нет? Вот и шанс. Было два вида ожиданий по поводу этой книги: либо ничего вообще, либо что-то плохое. Я ожидала худшего, стоит признаться. И я была приятно удивлена, что книга все же смогла зацепить меня. Здесь есть свои минусы, которые я некогда встречала в других книгах. Обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Эта книга расскажет вам историю о юной девушке по имени Лис, которая потеряла все, что имела. И теперь она борется за свое настоящее и будущее, по ночам мучаясь от кошмаров прошлого. В условиях войны ей приходится выживать, особенно когда девушек считают ненужным атрибутом на поле битвы. Она вынуждена скрываться под шлемом, чтобы не выдать себя. Зарабатывая себе на еду, она вдруг знакомится с генералами. И с этих пор ее жизнь действительно гонка на выживание, ведь смерть следует за ней. Ей придется узнать тайны легионеров, пережить свое прошлое, найти друзей и понять, насколько достижима ее мечта детства.
⠀⠀⠀Итак, сюжет и фабула книги не кажутся чем-то новым и уникальным. Но сегодня сложно удивить читателя, на самом деле. Чем-то книга по атмосфере напоминает цикл книг Сабы Тахир: жестокость войны, секреты, борьба за жизнь. Или историю Мулан. Большая часть книги — постепенное развитие, порой слишком медленное. Но начало — слишком резкое. На мой взгляд, в книге нет сильной кульминации: здесь все достаточно понятно и даже тривиально во многих местах. А концовка кажется странной из-за необъяснимой мотивации. Но при этом есть интрига в конце, связанная с Лис. Остались и вопросы после книги. Например, загадка со шкатулкой и девушкой, на которой висел ключ: как она угадала, почему она задала такой вопрос, кто она вообще такая. Столько вопросов, так мало ответов. Но в то же время этот книжный мир все же привлекает внимание.
⠀⠀⠀Когда я только начала читать, вообще не понимала, что происходит: что за странные названия? К чему вообще ведут? Что за война? Как понять хоть что-то? Та же путаница может возникнуть при чтении «Тени и кости» Ли Бардуго, когда действие происходит как будто не с самого начала, а где-то с поздней точки. С корабля на бал. Только вот «корабля» не было, сразу бал. И поэтому приходится резко ориентироваться, чтобы не потеряться в обилии названий, имен и событий. А их много, потому что мир оригинальный. Нет какой-то постепенности в развитии событий и их объяснении. Война, если будем перекладывать на реальность, — явление комплексное, даже если с первого взгляда кажется все просто (жажда наживы и территорий). А конкретное описание начинается в четвертой главе-бусине. Поздновато, на мой взгляд. Мир не должен раскрываться с первой же страницы (это было бы странно), но ощущение неприятного непонимания было.
⠀⠀⠀Авторский мир выглядит интересно: легенды, притчи, сказания — что правда, а что вымысел? Есть интрига в этом, особенно когда мы видим отголоски легенд в сюжете. Кроме того, какие красивые названия, хотя сначала они все еще кажутся странными из-за нехватки объяснений (почему именно цветочный выбор): Алая Роза, Белые Лилии, Багряная Гвоздика и так далее. При этом жестокость войны показана на отлично, причем с самого начала книги, где Лис размышляет о нанимателях и солдатах ее легиона. И есть занимательная адаптация многих моментов: к примеру, гигиенический смысл бритья — это культ Сефирь, где это было обязательно. Есть свои шаблоны (например, ученичество), но они раскрыты грамотно и оригинально. В целом есть на чем можно разогнаться — и это круто. И очень надеюсь, что в двух следующих книгах мир раскроется еще больше. Единственное, что не совсем понятно, какая глобальная проблема (или общее «зло», или общая цель). Она не так четко обозначена, хотя есть некоторые подсказки в виде историй о Поглощающих и Сияющих. Но пока мало понятно.
«Либо стань сильной, чтобы защитить себя, либо стань отчаянной трусихой, чтобы не попадать в неприятности. Не будь посередине, как сейчас, это самый опасный путь».
⠀⠀⠀Поговорим о главных героях. Сначала Лис кажется полной фаталисткой, которая приняла свою безрадостную судьбу. Хоть прошлое не отпускает по ночам, она борется, а могла сдаться. Борется порой не самыми приятными способами. Но в то же время она сострадательная: вспомним ситуацию с селянами в самом начале книги. Став сильной и храброй, она сохранила в себе мечту детства: подняться на башню, на вершине которой можно познать Истину, Надежду и Любовь. Лейтмотив этого персонажа показан четко и понятно. Казалось бы, такая простая мечта, но в условиях трагичного случая и настоящей войны — реально ли это? Развитие Лиса плавное и органичное — от резкой ненависти и фатализма к постепенному раскрытию характера и главной проблемы. У нее есть слабости, есть сильные стороны, есть страхи и опасения. Она хочет быть сильной и сдавать сдачи. При этом она не совсем запуганная мышка, она умела дерзить и бросать вызов: Ферросу, Атосу, Лайле и другим. Все это прописано классно, вопросов нет. Не могу сказать, что она импонирует мне, но она кажется интересным персонажем с неплохими мыслями.
«— У меня была мечта. Очень давно. Подняться на башню, на вершине которой можно познать Истину, Надежду и Любовь.
— И что же случилось? — Старикан хитро сощурился.
— Случилась жизнь, — ответила я».
⠀⠀⠀Атос… интересный, но пока плохо раскрытый. Или мало — зависит от того, как интерпретировать. Да, есть определенные моменты, которые объясняют его мотивацию и его характер. Так просто уйти, а потом так просто вернуться — странно. Если первое можно объяснить голосом разума, но второе — уже сложнее. Плюс он Генерал, и это не все так просто, как мне кажется. Поэтому вопрос: как работают тут чины вообще, какие есть обязанности. Так все легко и просто, что даже пугает. Про отношение к Алайле вообще молчу. И в рамках обсуждения Атоса хочется затронуть одну проблема. Я не совсем понимаю возраст в этом мире: сначала старик говорит, что Лис «слишком молода, чтобы думать своей головой» (окей, можем понять, всегда есть разрыв между поколениями и опытом), а потом мы узнаем, что генералы легиона очень молодые (Атос, Крамер и Алайла). А Атос вообще младше главной героини (ему 20, а она чуть старше). И как тогда понимать? Или ситуация со старостой, которого Атос назвал слишком молодом для такого поста. А для генерала он не молод? Путаница.
⠀⠀⠀В общем персонажи есть как интересные (Лис или Извель, так как есть трагедия и есть занимательный лейтмотив), так и скучные (к примеру, Крамер и Алайла, потому что было все понятно с самого начала). Кто-то пока плохо/мало раскрыт, например, как Атос. И поэтому он может казаться странным в плане своей мотивации поступков. Но взаимодействие персонажей привлекает: подшучивание Лис и Атоса, робость/смущение Атоса перед Алайлой и так далее.
⠀⠀⠀В книге есть своя определенная атмосфера, я бы даже сказала, что у меня этот мир ассоциируется с темно-оранжевыми или пыльными оттенками. Авторке получалось передавать весь ужас войны (начальные события книги) или ужас взаимоотношений (ситуация с Ферросом у костра). Проникаешься и начинаешь сопереживать. Кроме того, интересный элемент книги — вставки с легендами и историями, которые рассказывались около костра. К примеру, история Хейза про проклятого копейщика: пугающая история, которая напоминает по атмосфере скандинавскую или древнегреческую мифологию. Или история про Синюю Далию: красиво, необычно и со смыслом.
⠀⠀⠀В начале некоторых частей глав есть философские вставки для размышления и объяснения событий/поступков в книге. Иногда они казались такими неадаптированными и, следовательно, ненужными. К примеру: «Каждый шаг в жизни — это выбор. Вставать или не вставать с кровати. Пойти одной дорогой или другой». В этом есть своя правда, но нет какой-то композиционной связности между этой вставкой и последующими событиями, на мой взгляд. А вот рассуждения о справедливости напомнили диалоги Платона на эту тему (на короткое время, конечно, но было похоже).
⠀⠀⠀Если говорить про стиль и слог писательницы, то не было эффекта «вау», и не было некой авторской притягательности. А сумбурность из-за неадаптированных философских вставок еще и ухудшают ситуацию. Кроме того, немного режет сочетание «крик ткани» или «стон ткани», хотя, казалось бы, в книге поясняют, почему такое необычное сочетание слов. Но это уже не попытка перегнать Льва Толстого по красочности и обилии деталей, как это часто бывает (по моим наблюдениям). Например, случай с «Нордвудом», когда описания сыграли плохую шутку. Но у книги интересное композиционное деление: не на главы, а на бусины. А посвящение в начале книги — очень милое и притягательное: для тех, кому не хватает места в жизни и тех, кто отчаянно ищет ее.
⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): авторский мир в плане содержания (есть интересные моменты); персонажи (если говорить про Лис и Извель); атмосфера книги; вставки с историями и легендами. Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): авторский стиль и слог; динамика и динамичность сюжета. Слабые стороны (минусы): авторский мир в плане объяснения; неадаптированные философские вставки, которые кажутся несвязанными с общим текстом (не все, но часто такое ощущение было); персонажи (Атос как минимум); путаница с возрастом и чинами; резкое начало; неуспешная попытка в платоновские диалоги с добавлением ненужных сюжетных линий (игра в покер как пример); открытый финал; затянутое начало; сумбурность событий.
Выводы:
⠀⠀⠀Яне могу сказать, что книга сильно впечатлила меня. Но я была приятно удивлена тем, что это не оказалось совсем никудышной книгой. И даже оценка 3 не означает что-то плохое, потому что тут есть как свои сильные плюсы, так и весомые минусы. Я хотела бы вернуться к этому миру, тем более есть под рукой эти книги. Есть интрига с Лис, хочется понять мотивацию Атоса, узнать больше про этот мир. И, возможно, следующие книги смогут удивить или впечатлить больше. Рекомендую ли эту книгу? Скорее да, чем нет. Книга действительно может увлечь.