Больше рецензий

QGEIS

Эксперт

Начинающий эксперт Лайвлиба

17 января 2022 г. 23:00

455

5 Детектив №1!

Агата Кристи — «повержена». Королева детектива — «в тени». Теперь, после знакомство с Содзи Симада, Агата Кристи уже не №1 (и в тоже время, разумеется, все её достоинства остаются при ней). «Пост» «Короля детектива» занимает японский писатель Содзи Симада, которого в России только-только начинают открывать (автор дебютировал в 1982 году, в России он стал издаваться только в 2019 году). Лучше поздно, чем никогда.

Моё знакомство с этим автором — восхищение! На момент прочтения «Дома кривых стен» — это произведение стало для меня №1 в жанре детектива, №1 среди последнего прочитанного, №1 среди писателей-детективов, и №1 среди авторов художественной литературы в принципе. О «Доме кривых стен» я готов говорить на каждом углу и каждому советовать, разумеется тем, кто любит детективы.

Главное опасение, страх и боязнь, которые могут возникнуть по началу — японская художественная литературу. Возможное опасение — наличие соответствующего колорита, атмосферы и тематической составляющей с национальным уклоном. И я могу во всеуслышании заявить, что ничего подобного здесь нет. То, как это написано, — совершенно не выделяет национальность автора или колорит страны восходящего Солнца, а сама история может быть как в Японии, как в Лондоне, как в России, так и в любом другом месте. Единственное — все герое с японскими именами. Среди действующих лиц: хозяин особняка с дочкой, гости, прислуга и полицейские. Но и тут возможная сложность с восприятием образов упрощает список действующих лиц в самом начале романа. Я впервые читал японское художественное произведение, и, с непривычки, периодически заглядывал в список, что бы понимать кто есть кто, и о каком герое идёт речь, ведь в детектив необходимо держать в голове всех персонажей, и в данном случае список действующих лиц очень помогает. А ближе к концу детектива ты привыкаешь к именам, полностью растворяешься в действии, и уже легко понимаешь о ком идёт речь в том или ином моменте повествования.

Не даром Содзи Симада именуется в Японии писателем детективов №1. Сама придумка, сам подход к детективное составляющей произведения — восхищает! Первое восхищение — это задумка сюжета, ведь это всё нужно придумать и продумать (выстроить в своём воображении этот Дом, продумать все детали и факты, которые снабдят детектив и станут важным звеном в повествовании). Второе восхищение — исполнение романа, литературное наполнение и составляющие! Здесь отсутствует «лишний» текст, а само расследование перемежается с прекрасными литературными оборотами, не являющимися длинными и громоздкими.

Этот детектив представляет собой — загадку, детектив-ребус. На протяжении всего произведения читателю постоянно дают понять, описывая обстоятельства и факты, что убийство совершить просто невозможно, уже не говоря о том, что вовсе непонятно кто бы мог это сделать. В какой то момент расследования даже сами полицейские «сдаются» и склоняются всё больше к тому, что разгадать этот ребус-загадку не представляется возможным.

«Совершенно абсурдное дело. Ничего подобного в моей практике не было. В закрытой комнате, в которую никак не проникнуть снаружи, убивают блудливого старикашку. Мотива сделать это ни у кого не имеется. Единственные люди, на кого можно подумать, во время убийства сидят в салоне вместе с нашим сотрудником! Я считаю, что в этой ситуации мы можем сделать только одно — снять все панели на стенах и потолке в четырнадцатом номере. Вдруг за ними скрывается потайной ход или лаз? С камином может быть какая то хитрость. За ним может что-то быть. Не исключено, что там есть ход в тайную комнату, где скрывается человек, карлик какой-нибудь. Сидит там тихонько. Я не шучу. Потому что ничего другого не остаётся».

Тот самый Дом кривых стен — место действия герметичного детектива — является важной составляющей книги, он словно действующее лицо, событие романа, которое напрямую связано с происходящим. Особняк построен странно и необычно, но в самом начале автор сразу расставляет все точки над «i», поясняю, что это Дом — не ошибка архитектора, а задумка хозяина и владельца.

Читая этот детектив ты не можешь его оставить не узнав разгадку. Это та книга, про которую говорят «Читал всю ночь», «Не мог оторваться». Во время чтения попытки узнать «кто же убийца» и «как всё произошло» остаются тщетными, мыслительная деятельность — зашкаливает, обстоятельства происходящего и имеющиеся факты — обескураживают. Все возможные теории рушатся одна из одной. Всё происходящее окутывают факты, которые никак не дают хотя бы приблизительного понимания событий. Вопрос «Как?» и «Кто?» (причём в данном детектив важнее «Как» произошло убийство) одолевает тебя до самого конца, и ты даже начинаешь не исключать мистическую основу в происходящем. Но, всё дело рук человеческих.

В моём читательском списке этот роман претендует на «Лучшее прочитанное года», несмотря на то, что календарный год только начался — прочитан роман в первые дни января. Я начинал читать эту книгу в новогоднюю ночь (точнее в новогоднее утро), подстать действию произведения, когда хозяин особняка собирает гостей отпраздновать Рождество, а убийство происходит в сочельник. Моё 1 января прошло полностью в книге — я в неё провалился. Как и провалились герои в обстоятельства, казавшиеся имеющие мистическую основу: как можно совершить убийство в комнате без окон, с дверью закрывающейся изнутри, при том, что в момент убийства все находились в одном месте.

Взяв этот роман к прочтению я получил невероятно интересную детективную историю, мощные восторженные эмоции от этой блестящей и очень остроумной детективной загадки, и прекрасное знакомство с автором, которого теперь готов скупать пачками.

На сегодняшний день на русский язык переведено только три его романа, при его очень большой библиографии — более 40 произведений. «Дом кривых стен» Содзи Симада написал аж в 1982 году. В России литературный мир узнал об этом гениальном детективе лишь в 2019 году. И я очень надеюсь, что после безоговорочного успеха этого автора в России его романы буду переводить и издавать ежегодно.