Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 января 2022 г. 12:08

520

4 Антихрист, который всегда с тобой

Сразу скажу — название слегка лукавит. «народная эсхатология» данной книги ограничена исключительно эсхатологией в рамках основной религии России, т.е. православия. Об этом автор, в принципе, признается в самом начале — но все-таки из аннотации этого не видно. Возможно, эсхатологические представления, не обусловленные православной доктриной столь малочисленны, или не дошли до наших дней, что даже нет смысла посвящать им отдельную работу — допускаю это. Но все-таки, как по мне, название можно было бы сформулировать точнее.
О чем эта книга? О том, как идея апокалипсиса отозвалась и переварилась в сердце русского народа. В книге используется более сдержанный и научный термин — эсхатологические представления — но все повествование именно о том, как русский народ видел этот самый конец света.
Много ли познавательного я узнал? Честно говоря — не безумно много, но что-то узнал. Главным открытием для меня оказался тот факт, что в принципе эсхатологические мысли есть примета Нового времени, и активно начинаются где-то с XVII-XVIII в. Автор связывает это с проникновение западноевропейской культуры на российскую почву. Я бы связал это, скорее, с резким ускорением технико-социального развития, когда изменения в веками устоявшемся укладе стал хорошо заметен в рамках одного поколения, а эсхатологические размышления выступили всего лишь реакцией на данный раздражитель.
Разумеется, рассматривать эволюцию эсхатологических взглядов невозможно ни в отрыв от исторической панорамы, ни без учета религиозно-культурного бэкграунда, в нашем случае — византийского. Работы отцов церкви, которые были доступны в России, действительно влияли очень сильно, и их рассмотрению автор посвящает едва ли не треть книги.
Собственно, глобальный вывод, который можно вытащить из книги (выводов не так много, и они, я бы сказал, не слишком то неожиданные) — для заряженного на поиски «конца света» сознания признаком этого самого «конца» может стать решительно что угодно. Высокий уровень жизни, низкий уровень жизни, технический прогресс, изменения в продуктовой корзине, смена правителя, война, погода, астрономические явления, мода и пр. Где-то с XVIII в. реакция «поиск знаков конца времен» входит в какой-то генетический код, и начинает воспроизводиться и ретранслироваться дальше. Что ни говори, но посмеяться успел над этим даже Гоголь в Мертвых душах, в рассуждениях жителей губернии о том, не является ли Чичиков переодетым Наполеоном (и, следовательно, Антихристом, с которым Наполеона тоже отождествляли — вспоминаем Толстого). Право слово, не знаю, стоило ли ради таких выводов составлять всю книгу.
Да, эта книга скорее исследование с отрицательным результатом, — в цельное исследование книга никак не хочет выкристаллизоваться; скорее эта книга похожа на сборник на заданную тему.
Что в книге немного удивляло — это странные политические актуализации. В книге, подписанной в печать в 2013 г., внезапно проскальзывают немного странные тезисы. Так, два главных иностранных государства, наиболее сильно повлиявшие на развитие культуры России, оказываются: Украина и Греция. Причем Украина стоит первой (периодически, автор их меняет местами, но две путеводные звезды для России XVII в. все-равно остаются неизменными). Признаюсь, я немного зачесал затылок. Не обнаружить там Литву или Польшу, а именно Украину, причем в таком то контексте XII-XVII в. — списываю это на какие-то личные завороты автора.
Это достаточно небезынтересное исследование, пусть и с результатами, близкими к нулевым — подкованный в истории и культурологии человек, подозреваю, смог бы сделать глобальные выводы просто на основе своих остаточных знаний, без чтения книги. Стоит ли читать эту книгу — только если очень интересуетесь заданным вопросом.

Комментарии


"... два главных иностранных государства, наиболее сильно повлиявшие на развитие культуры России, оказываются: Украина и Греция"
Если знать, что проводником культурных инноваций в 17-м веке было в России украинское и греческое духовенство, и заменить слово "Украина" названием реально существовавшего в 17-м веке государства ("Речь Посполита", Rzeczpospolita), то будет сущая правда. Ну, и "Греция" тоже, конечно, в 17-м веке понятие чисто географическое. Речь должна идти о греческом духовенстве из Османской империи.


Против Речи Посполитой возражений нет. Просто сами термины показались мне анахронизмами.


asteroid Это наши сегодняшние эсхатологические представления :)))

Лично мне нравится, как Лебедев в "Идиоте" цитирует апокалипсис. Там этого не то чтобы много, но интересно. Он пользуется цитатами почти всегда (или даже без "почти") в чисто демагогических целях :)


Чаще пишу на своем ТГ-канале под названием Дневничок. Подписывайтесь.