Больше рецензий

biopath

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 марта 2013 г. 11:10

149

3

Если по прочтении книги вы вскрикните - это абсурд какой то! Я скорее всего лишь понимающе кивну вам головой, ведь именно такое ощущение она вызвала и у меня. И такие эмоции весьма обоснованы, по причине того что Сэмюэль Беккет как раз и является одним из основоположников так называемого абсурдистского направления в искусстве (по большей степени это театр или же драматургия).
Согласно жанру в книге нет логики. Весь текст это нагромождение фактов и событий мало связанных между собой. Герои несут чушь, творят чушь и живут чушь. Вот и вся концепция романа главным героем которого является сам Мерфи. Он любит не работать и любит привязывать себя к креслу. У него есть дама сердца которая составила ему гороскоп у индуского гуру, согласно которому Мерфи нужно совершить ряд поступков, но в первую очередь ему нужно найти работу (так думала дама). Дальше по линейке сюжета он попадает в психушку но не как пациент а как медбрат, где по его мнению он находит самых замечательных гуру на земле, у которых он учится и где успешно отправляется на тот свет вследствие банальной глупости. Пакет с прахом оказывается в руках экс-алкоголика который решил зайти в ближайший бар чтобы выпить. Далее в драке пакет рвется и все его содержимое затем оказывается в мусорке. Параллельно мы будем видеть еще пару линеек сюжета которые по идее скажут вам еще меньше о романе.
Несмотря на небольшой размер текста, дается он очень и очень тяжело. Невольно но все же пытаешься найти некий смысл в этой тарабарщине из псевдофилософских высказываний героев, порой даже на искаженной латыни. Мозг кипит, накапливается злость и ты в сердцах откидываешь этот томик в сторону и кричишь что тебе надо больше кофе!
Хотя надо признать что в отличие от Джойса который считал данный роман одним из своих самых любимых, Беккет по крайней мере нисколько не скрывал что это абсурд и что это всего лишь художественный прием которым он пользуется, как впрочем и многие художники, музыканты и писатели первой половины 20 века (хотя и вторую тоже прихватило). Взять того же Поллока, Кейджа или Мортона Фельдмана. Да смотря их или слушая их вы должны быть заранее готовы к завороту мозгов. Но это честная позиция. Эксперимент. Взгляд на искусство. И это заслуживает уважения. Хотя даже я будучи падким до разных фриков в искусстве, с трудом дочитал роман до конца.