Больше рецензий

26 марта 2013 г. 15:05

30

5

Повествование о двух, разнесенных во времени, путешествиях в Петербург. Просто повествование, без особенной интриги, без ошеломляющей развязки. Повествование, наполненной историями, размышлениями на фоне завораживающих декораций Стокгольма, Санкт-Петербурга, Парижа.

Я очень люблю Питер, простите мне такую фривольность формулировки. Люблю в любое время года, и зимой в -17, и летом в +30, и даже летом в +12 с нескончаемым дождем. Я люблю его весь целиком, и прекрасный центр, и вполне типичные для любого российского города окраины, все же Питер от весь такой Питер)) И вот в этой книге Петербурга очень, очень много. Наверное, впервые я согласна с мнением иностранного писателя о России, о Санкт-Петербурге в частности. Он его не идеализирует и не стремится видеть одни несчастья, он восхищается достоинствами и грустит над недостатками.

Странно - реальный город похож на вымысел: все кажется недолговечным, хрупким, расплывчатым, все течет, движется, колеблется, совсем как во сне. Город, построенный ни на чем - лишь соленая вода Балтики, болота Финляндии, осенний туман и зимний лед. Город, мерцающий в холодном северном свете. Все здесь - идея и воплощение - позаимствовано из другой действительности, в которой служило, возможно, совсем другим целям.



..огромный город, царство геометрически выверенных форм и симметрии. И она старается показать мне, что каждая часть этой хитроумной головоломки в точности уравновешивает какую-то другую. Таковы два золоченых шпиля, глядящих друг на друга с разных берегов Невы: один принадлежит Адмиралтейству, другой — Петропавловской крепости. Таковы две конные статуи царей — по ту и по эту сторону собора. Один из них — Петр Великий, подобный ракете, нацеленной в сторону моря с высокого пьедестала; другой — Николай I, истреблявший декабристов рядом с этим зданием, жесткий и прямолинейный самодержец, прямо сидящий на своем длинноногом коне. Перед академией Николай Гоголь, вытянувшись во весь рост, глядит на свою каменную противоположность — Михаила Лермонтова. А перед Смольным институтом, где царица Екатерина заботилась о благородных девицах, статуя Карла Маркса обменивается взглядами со своим старым соратником Фридрихом Энгельсом. И наконец, в невских водах мы видим второе Адмиралтейство, второй Эрмитаж.


..это не значит, что город вызывал только любовь. Порой он навевал тоску, разбивал надежды, доводил до отчаяния, преследовал, изгонял, морил голодом, оставлял в беспросветной нужде. То был город темных страхов, призрачных мечтаний, смертельного ужаса, странных иллюзий - город-вымысел, город-обман, порождение собственных легенд, книг и мечтаний. В нем сама реальность начинала казаться ирреальной.


Помимо Города в этой книге кризис 1993 года, паром из Стокгольма в Санкт-Петербург, беседы Дидро с Екатериной Великой, встречи Дидро с Вольтером и с Джефферсоном и множество удивительных историй, ведь один из главных героев книги - тот еще мистификатор.