Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 декабря 2021 г. 20:34

693

2 Не сотвори себе кумира

Я уверен, что почти каждый из вас смотрел Советскую экранизацию детектива Агаты Кристи Агата Кристи - Десять негритят . В этом фильме Александр Абдулов играет роль Энтони Марстона, которого таинственный преступник убивает первым.
картинка BakowskiBabbitts
А вот как описывает эту ситуацию режиссер Сергей Соловьев в своей книге Сергей Соловьев - Те, с которыми я… Александр Абдулов

"Он очень не любил читать сценарии.
Саша даже долгое время после выхода фильма "Десять негритят" Говорухина, где он играл большую роль, ко мне приставал: "Слушай, расскажи, чем там дело закончилось в "Десяти негритятах". Кто был этот подлец-то, который всех мочил?" Я говорю: "Саш, ты что, обалдел? Ты же снимался в этой картине, сценарий читал". Он говорит: "Нет, я сценарий читал только до той поры, пока меня не убили. А меня убивают, по-моему, не то на десятой, не то на двенадцатой странице. Так что там было дальше, я совершенно не знаю".

И еще одно свидетельство Соловьева об Александре Абдулове:

"В отличие от Саши Кайдановского, Саша был не большой интеллектуал, и как-то он никогда не высказывал особой привязанности и приязни к печатному слову как таковому".

То есть из данного текста видно, что известный актер не любил читать и не удосужился даже дочитать сценарий фильма, в котором он снимался!
Знаешь, читатель, вначале я подумал, что Сергей Соловьев так шутит, но прочитав текст воспоминаний Александра Абдулова приведенный в данной книге, мне стало понятно, что актер, как-бы это не звучало обидно для его поклонников, не обладал теми знаниями, которые дают человеку умные книги.
Гораздо непонятнее для меня другое.
Бесцеремонность, с которой российская культурная интеллигенция, не прочитав ни одной книги по социологии, истории, политологии, рассказывает российскому народу, как нужно жить, что плохого было в истории нашего Советского государства и что нужно обязательно сделать, чтобы нас приняла культурная Европа.
Поверьте мне, уважаемый читатель, я с детства прочитываю в месяц сотни газет и журналов и постоянно вижу в интервью наших "звезд" несусветную глупость и безграмотность по отношении к истории нашей Родины.
Лишь один раз я с восхищением прочитал интервью актрисы Ольги Будиной в газете "Аргументы недели" и я уже приводил ее высказывание в одной из своих рецензий:
""– Ольга, вы много снимались в исторических фильмах – «Империя под ударом», «Романовы. Венценосная семья», «Баязет», «Жена Сталина». Все ли они соответствовали исторической правде?

– Вы перечислили далеко не все исторические картины с моим участием. Были ещё «Дневник его жены», «Московская сага», «Эйнштейн. Теория любви». Я хочу вот что сказать про историческую правду. Мы сейчас живём в такое время, когда открываются архивы. И мы можем сегодня узнать правду. Конечно, не все люди хотят её знать, не всем она интересна. Сейчас время для многих экономически сложное, не до этого. Но для актёра знать правду очень важно. В противном случае он является рупором лжи.
После окончания съёмок «Жены Сталина» я стала довольно активно интересоваться, что же на самом деле происходило в то время. И теперь могу сказать, что все эти фильмы – «Московская сага», «Жена Сталина» – являются ложью. Мне очень трудно это признавать, больно и обидно. Потому что во все эти работы я вложила много своих сил, энергии, творческой фантазии. Не только я, вся съёмочная группа. И в этой полноте своего творческого энтузиазма мы красочно рисовали ложь".

Ну а теперь вернемся к тексту Александра Абдулова.
Что уж сделала актеру Советская власть можно только догадываться, но на протяжении всей книги Абдулов постоянно пытается уколоть наше прошлое.

"... на Руси всегда были богатые купцы, для которых вложить деньги в культуру было не просто престижно. Это был вопрос чести, если хотите. Так вот, я за возрождение такой чести. Именно такой, а не той, что долгие годы проповедовала коммунистическая партия со своей коммунистической моралью..."(Абдулов А."Монолог длиною в тридцать лет").

Вот где здесь логика?
Александр Абдулов в СССР получил бесплатное высшее образование, у него с детства была крыша над головой, он и его родители не нищенствовали и не умирали с голоду, как нынешние 20 миллионов россиян живущих за чертой бедности. В СССР возводились сотни тысяч домов культуры, театров, консерватории, детскии дома творчества. Искусство и культура были доступны любому Советскому человеку, и такого не было ни в одной стране мира!
Нет, говорит Александр, это плохая коммунистическая мораль, пусть лучше будут "богатые купцы", которые на пепелище приватизированной Советской культурной собственности будут давать деньги на культуру.

"Я уверен, что должны быть дорогие мероприятия. Нет у тебя денег - смотри с крыши соседнего дома. Или вообще не смотри. На Каннский фестиваль тоже не бесплатно пускают и далеко не всех. Надо создавать престижные шоу, а значит - красивые".
"Кроме того, это ведь не просто коммерческий концерт, но и праздник. Для друзей, близких. Для тех, кого я люблю. Для театра, в котором я работаю. А почему я должен думать обо всех глобально?! Обо всех Ленин думал..."(Абдулов А."Монолог длиною в тридцать лет").

Правильно, Александр Абдулов, так и должно быть. Нищеброды пусть стоят у станка и пьют пиво под очередной сериал. Нет денег? Проваливай или смотри с крыши соседнего дома! Это же ведь не Советский Союз, где для каждого человека, в независимости от его кошелька были доступны культурные развлечения, тут капитализм, а значит, за красоту нужно раскошеливаться!

"Я искренне верю в то, что в нашей стране можно жить не по-советски. Я, например, мечтаю купить дом в центре Москвы, обязательно с собственным садиком. Если мне кто-нибудь поможет в этом, буду очень признателен. Уж я бы такую там красотищу создал, что все окружающие осознали бы, что живут на помойке, и стали бы что-то делать"(Абдулов А."Монолог длиною в тридцать лет").

Гениально.
Сразу чувствуется интеллектуализм от непрочитанных книг.
Жили мы все и живем в помойке, а у Александра Абдулова мечта посреди этой помойки построить виллу с садиком. И миллионы русских людей, доведенные до отчаяния благодаря экономическим реформам 90-х посмотрят на садик актера и будут стремиться к красоте, а вместе мы перестанем жить в помойке.
Александр Абдулов постоянно говорит, что работает с утра до вечера и всего добился сам неимоверным трудом. Тут и спорить не о чем. Он великий актер, снимался в хороших фильмах и с успехом у публики играл в театре. По мнению Абдулова и другие люди должны так же трудиться и тогда у каждого будет счастье, и никто не будет бедным.
И актер ставит в пример себя:

"... Свои первые деньги я заработал в пять лет, я вышел на сцену в театре в роли деревенского мальчика - получил три рубля и принес зарплату домой..."(Абдулов А. Монолог длиною в тридцать лет").

Как мило, вы представляете маленького пятилетнего мальчика, который тянется к окошку за премиальными и расписывается в зарплатной ведомости?
У меня вот с воображением как то в последнее время плоховато.
Я хочу спросить вас, читатель. А почему вы не работаете в театре с пяти лет?
Конечно, нужен талант, такой, какой имелся у Александра Абдулова. Но, нужно иметь и такого отца, какой был у знаменитого актера. А отцом Александра был Гавриил Данилович Абдулов, фронтовик и режиссер Ферганского драматического театра.
Ну и напоследок еще несколько откровений от автора воспоминаний:

"... Мы же, все без исключения, больные люди, только боимся в этом признаться. Нас бы всех собрать скопом и поселить в этакую "зону", как у Тарковского, чтобы мы там жили и не портили жизнь другим поколениям".

"Надо честно признаться в том, что понятия "любовь" и "советское кино", по-моему, абсолютно несовместимы. На нашем экране не может быть любви. Вот перестроимся, тогда, может быть, появится любовь".

"Во всех нас генетически сидит Шура Балаганов..."(Абдулов А."Монолог длиною в тридцать лет")

Довольно, читатель, меня душит стыд за текст великого актера, который большую часть своей жизни провел в Советском Союзе, снимался в СССР, любил в СССР и был обласкан любовью Советских зрителей. И теперь, после 1991 года, он говорит, что "любви" в Советском кино не было, мы все больные люди и во всех нас сидит Шура Балаганов.
После прочтения такого рода литературы все больше проникаешься глубоким смыслом библейской заповеди: "Не сотвори себе кумира".

Комментарии


А мне, вот, никогда Абдулов не нравился. Было что-то такое противное в его взгляде. Похоже, его отношение к миру буквально просочилось наружу. Рад, что никогда не был поклонником его творчества. Да, если признаться, он почти всегда и играл "таких себе ребят".


Нет ничего в Абдулове особенного: ни во внешности, ни в актерстве. Вот теория Ломброзо считается антинаучной и мракобесной, но что-то в ней есть: во всяком случае, уж, если пороки отразились на лице, то явно небезосновательно. Вот г-н Абдулов тому пример. Вообще Маркозахаровские актеришки все такие, по образу и подобию мэтра. А за что книжке только 2 звёзды? Расчехлился-то герой на все 5. Этой богеме надо чаще давать трибуну-она сама про себя все расскажет.


Честно говоря, я мужчина и оценить внешность другого мужика я как-то не могу, да и понятия о красоте у всех разные. Как актер (я о Советских фильмах) - он хорош, ибо почти все советские актеры хороши, потому-что была блистательная советская актерская школа. По крайней мере если сравнить с днем сегодняшним...
Меня вот друзья сколько раз уговаривали сходить на фильм, я выдерживаю минут 15-20 и выхожу, это невозможно смотреть. Другое дело, что хороший актер, певец, режиссер - это не значит умный человек, рассказы которого на любые темы, нужно слушать затаив дыхание. Об это я и стараюсь рассказывать в своих рецензиях.


Я вот только хотела написать, что можно было бы понять творческих людей и все жалобы Абдулова, если бы с уходом советской власти мы наблюдали бы стремительный взлёт нашего кино. Однако, сложно прямо так сразу назвать из современных фильмов какой-нибудь, который хотелось бы пересмотреть лет через 10 (кроме комедий).
Актёрская школа, (я не специалист, это всего лишь моя точка зрения) никуда не делась. Была как-то на защите диплома у студентов-актёров, и это было вау! Ребята хорошо исполняют роли. Само собой, в таких театрах как Малый или На Малой Бронной - тоже всё в порядке.
Талантливые люди у нас есть, а вот фильмы снимать наши режиссёры разучились.


Актёрская школа, (я не специалист, это всего лишь моя точка зрения) никуда не делась.

На вкус и цвет...
Я и сам не специалист, но хожу на спектакли, поставленные по классикам. Приезжает "Ленком" в Ленинград, тратишь треть зарплаты на билет, сидишь неделю на каше. Спектакль "Женитьба" по Гоголю, часть актеров из СССР, часть из современной России, я не спец, но это день и ночь. Смотришь на Чурикову, которая играет маленькую роль свахи и офигеваешь, только после этого понимаешь слова Станиславского "Не верю", полное вживление в роль. Про современных актеров промолчу, ибо я даже и не запомнил эту бесцветность.
Тоже самое с Советскими фильмами. Смотришь постановки Басова, все действо в закрытом помещении, например "Опасный поворот" или "Дни Турбиных". И я смотрю 3-4 часа в десятый раз без отрыва с открытым ртом! Потом идешь на постановку "Дни Турбиных" с российскими актерами, я наплевал на стоимость билета и ушел в антракте, мне стыдно за их беспомощность.
Ваше мнение, что школа не умерла, мое мнение все что было хорошего практически умерло после 1991 года, со смертью СССР.


Склонна согласиться, тоже как не специалист, что старые и новые спектакли - это небо и земля. Конечно, до сих пор есть театры с хорошими постановками. Но когда в том же Малом в одном спектакле играют актеры старой закалки и молодежь, разница в качестве сразу видна


когда в том же Малом в одном спектакле играют актеры старой закалки и молодежь, разница в качестве сразу видна

В точку, быть может это обидно слышать некоторым молодым людям, но это так. И это практически в любых сферах деятельности нашей жизни. Искусство, спорт, культурные мероприятия, массовый отдых, ответственность на рабочем участке - это все срез общества, где почти все в рамках капитализма думают о деньгах, а когда думаешь только о них, то пропадают в человеке другие ценности ради которых и стоит жить.


Я, конечно, тоже не специалист и какой-то безумной насмотренностью похвастаться не могу, но я убеждена, что хороший актер - разный актер. Вот Вицин, например, или Павлов , или Куравлев - они в каждой роли разные, созданные ими образы непохожи. Все, что я видела, у Абдулова - это +/- Никита из Карнавала, и судя по цитатам, приведенным в рецензии, это тобраз абсолютно соответствует оригиналу.


Хорошая рецензия на книгу. Но есть нюанс. Это Соловьёв писал своё мнение об Абдулове. А что и как говорил Абдулов, в каком контексте- не известно. Какова мотивация Соловьёва при написании этой книги? Судя по рецензии- сплетни какие-то.


Но есть нюанс. Это Соловьёв писал своё мнение об Абдулове. А что и как говорил Абдулов, в каком контексте- не известно.

С чего вы это взяли? Вы видимо не ознакомились с книгой.
Данная книга представляет собой сборник, в самом начале которого есть рассказ Соловьева об Абдулове из проекта Сергей Соловьев - Те, с которыми я… Александр Абдулов из нее я процитировал две цитаты о не любви актера к чтению и в рецензии сделал ссылку.
А дальше идут воспоминания Абдулова от первого лица под названием "Монолог длиною в тридцать лет". И все последующие цитаты из этого "Монолога". Вы хвалите мою рецензию, но видимо невнимательно ее читали. "Монолог" представляет собой разрозненные воспоминания Абдулова, почти без дат, но по некоторым признакам можно понять, что он писал в стол в конце 80-х и в 90-х, эти обрывочные воспоминания и взяли те, кто издавал книгу.


Мне понравилась рецензия. Благодаря ей я не стану тратить время на книгу. Воспоминания Абдулова, написанные Абдуловым- это воспоминания Абдулова. А написанное в книге, как я понимаю- воспоминания Соловьёва о воспоминаниях Абдулова. Причём, выставляющие артиста в определённом свете. Очень ярко видна мотивация, которая побудила автора написать эту книгу.


А написанное в книге, как я понимаю- воспоминания Соловьёва о воспоминаниях Абдулова.

Как вы можете понимать, если ни разу книгу эту в руках не держали?
Услышьте меня, пожалуйста.
Не нервничайте и внимательно прочитайте еще раз то, что я написал.
Эта книга - СБОРНИК.
СБОРНИК, понимаете?
Первые тридцать страниц этого сборника, занимает рассказ Соловьева об Абдулове из серии книг Сергей Соловьев - Те, с которыми я… Александр Абдулов дальше в этом СБОРНИКЕ отдельно представлены воспоминания Абдулова под названием "МОНОЛОГ ДЛИНОЮ В ТРИДЦАТЬ ЛЕТ". Вы понимаете? Отдельно от рассказа Соловьева идут воспоминания Абдулова под названием "Монолог длиною в тридцать лет". И этот монолог идет ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.
Вы понимаете?
Еще раз взгляните на мою рецензию и приведенные мной цитаты из "МОНОЛОГА". Если вы внимательно взгляните на цитаты то увидите везде "Я" И фразы Абдулова начинающиеся так:
"Я УВЕРЕН..."
"Я ДОЛЖЕН..."
"Я ИСКРЕННЕ ВЕРЮ..."
"Я ЗАРАБОТАЛ..."
Повторяю, текст Соловьева в книге занимает 30 страниц в начале и 30 страниц в конце СБОРНИКА.
Если вы уж и сейчас не поймете...
Ради таких читателей как вы, я даже подписал теперь каждую цитату!


А с чего мне нервничать? :)

Я прекрасно поняла, что цитаты от первого лица.
Вырванные из контекста. Коллаж из различных интервью.
Среди моих друзей есть люди, лично знавшие Абдулова. Их свидетельства как-то сильно отличаются от "свидетельств" Соловьёва и Ваших выводов.
Меня удивляет то, что Вас "душит стыд за текст великого актёра", обласканного любовью Советского зрителя". Значит, подборка высказываний была сделана таким образом, чтобы представить человека в определённом свете. Примитивные манипуляции. Мне это не интересно. Поэтому читать не буду. Или Вы хотите сказать, что я зря доверяю Вашей рецензии? Мне она кажется аргументированной и показательной. Вы же выводы сделали не в духе одной из цитат Абдулова:
"Я ужасный патриот своей страны. Люблю ее за то, что при всеобщем идиотизме и неразберихе можно сделать что угодно" .

Я не фанат Абдулова. Согласна с тем, что не стоит творить себе кумиров. Но, справедливости ради, выразила своё мнение.

Как я могу понимать, что за книга, не держа её в руках? Могу. Поэтому, среди прочитанного мной, мало "пустой" литературы.

Как Вы можете судить о человеке, которого не знали, но всё про него поняли? Человек существо сложное и по мере развития - меняющееся.


Вы точно не читали моей рецензии, уважаемый читатель.
Я никогда не сужу человека. Я разбираю текст.
Вот вы приводите цитату. Мою?

Меня удивляет то, что Вас "душит стыд за текст великого актёра"

Если вы внимательно прочтете рецензию, то увидите что там написано:

"меня душит стыд за текст великого актера"

За ТЕКСТ мне стыдно, понимаете, за его ТЕКСТ.
Разве у вас не бывало такого, что стоишь рядом с человеком, он говорит, а вам стыдно за его фразы?

Как Вы можете судить о человеке, которого не знали, но всё про него поняли?

Приведите мне пример из моей рецензии, где я сужу человека?
Я говорю о тексте!

Вы же выводы сделали не в духе одной из цитат Абдулова:
"Я ужасный патриот своей страны. Люблю ее за то, что при всеобщем идиотизме и неразберихе можно сделать что угодно"

Так и Абрамович тоже патриот своей страны, и депутаты тоже патриоты, только понять бы какой социально-экономической формации. Хорошо, раз Абдулов говорил по другому, то приведите в пример хотя бы пару-тройку интервью с Абдуловым, где он хорошо отзывается о СССР и Советских людях.

Поэтому, среди прочитанного мной, мало "пустой" литературы.

И правильно, читайте только то, что мило вашему сердцу, нечего всякую помойку впихивать в свою голову, как это делаю я.
Только, хоть раз задумайтесь о людях, которые вас окружают и моральных ориентирах, в которых они нуждаются, если вы не скажете, что это плохо, то завтра другой скажет, что это хорошо.
Доброго вам дня, уважаемый читатель.


И, да, я согласна с Вами, что такая книга тянет на 2 балла. ( в моём понимании подобная оценка означает, что книга не заслуживает внимания, не стоит тратить время)


Молча пройти мимо не могу, ибо сама нередко думаю, что лучше бы о знаменитых людях ничего и не знать, чтобы не разочаровываться. А им,  в свою очередь, зачастую лучше рот не открывать, чтобы не разочаровывать...И с советскими легендами такое, к великому сожалению, бывает очень часто. Про современных вообще молчу.


сама нередко думаю, что лучше бы о знаменитых людях ничего и не знать, чтобы не разочаровываться

Полностью с вами согласен.
Просто среди нас с Советских времен вбит стереотип, что если человек прекрасный актер, режиссер, певец и т.д. то значит он такой же великолепный историк, социолог, политик, экономист.
Мы думаем, что прекрасное исполнение ролей в театре и кино распространяется на их интеллект, а на выходе как послушаешь их интервью, так готов сквозь землю от стыда провалиться от их слов...


Мне кажется, к актерам такое отношение везде, хотя, конечно, это не оправданно. Люди есть люди. Но я всегда была согласна со Станиславским, который считал, что профессия актера на сцене не заканчивается. Следить нужно за тем, что говоришь и как себя ведешь, уж публичным людям особенно


Не согласен с вашей оценкой книги, я ее читал, мне понравилось.. Я бы ничего не сказал но что-то задело. Взгляды на СССР у нас с вами на 180 градусов. И Абдулова как актера почитал, особенно он сыграл замечательно в спектакле "Поминальная Молитва", хоть и не главную но очень яркую роль.. Но речь не о том, а об этой вашей блестящей фразе
если человек прекрасный актер, режиссер, певец и т.д. то значит он такой же великолепный историк, социолог, политик, экономист.
При всей любви к актерам, так же западным, я недавно понял, что Great actor is not great thinker.. - я это понял совсем недавно, , что нельзя ждать от людей исскуства что они могут серьезно обсуждать ну вы все сами сказали.. Браво!
Кстати можно вспомнить, Радзинский рассказывал, как Тарковский Эфросу сказал про актеров - "Вы что, всерьез полагаете, что они люди?"


Но речь не о том, а об этой вашей блестящей фразе
если человек прекрасный актер, режиссер, певец и т.д. то значит он такой же великолепный историк, социолог, политик, экономист.

А ради этой фразы все и писалось...

Взгляды на СССР у нас с вами на 180 градусов.

Это взгляд на капиталистическую и социалистическую экономику, кому-то нравится жить при эксплуатации человека человеком, кому-то это не нравится до такой степени, что он даже "кушать не может". А взгляд на СССР это лишь один из индикаторов любви или ненависти к эксплуатации человека человеком.
Благодарю за комментарий, уважаемый читатель.


Спасибо и вам.. про эксплуатацию - я этого наслушался еще давным давно.. Тем не менее всех благ вам.. А кстати, простите почему тогда при ваших взглядах вы вышли на книжку под титульным листом - Сергея Соловьева.. Я знаю, там Соловьева немного, но все же...


почему тогда при ваших взглядах вы вышли на книжку под титульным листом - Сергея Соловьева

Я разбираю книги и хорошие и плохие. Мне это ничего не стоит, так как я беру книги в библиотеках города.
Мне близка фраза одного блогера: "Промолчи - и дьявол восторжествует". Я хоть и не верующий, но понимаю эту фразу так, если видишь, что это плохо, говори об этом другим людям, измени вокруг себя хоть одного человека и мир изменится.
Вы можете смеяться над этим, но я уверен, что если хоть один человек задумается из-за моих текстов, что такое экономическое рабство и что такое жизнь без эксплуатации и продажи людей, то значит, я прожил жизнь не зря.


Я конечно не герой вашего идеалистического романа. Но все равно удачи вам на вашем пути!