Больше рецензий

15 декабря 2021 г. 17:39

5K

4 Спиральный хаос вечности

Необходимость восстановления накренившейся почвы невесомой души побуждает к жадному поиску невидимых звеньев, соединяющих спусковой курок и мучительные последствия образного выстрела. Да, препарировать душу нелегко. Она - тёмная крошечная частичка, заблудшая в таинственной спирали вечности. И извлечь её под свет прожекторов - странный фокус, почти обречённый на печальный провал. Но как обременителен соблазн обретения желанной стабильности! И психоанализ, как исключительное явление, олицетворил своеобразный магнит на плоскости бессознательного, притягивающий недостающие кольца в причинно-следственную цепь проблемы. Остаётся только соединить оба концы в единую структуру. И понять свой Белый отель.

Предупреждаю, сразу почва «Белого отеля» может кому-то показаться грязной. Первые шаги могут создать впечатление зыбучих песков искусной порнографии. Но, на самом деле, сюжет совмещает шесть разнообразных наслоений, погружаясь в которые все недвусмысленные детали находят объяснение, а смысловая линия становится целостной логической конструкцией.

Эта история медленно распутывает длинный клубок души и жизни женщины с диагнозом истерии, ставшей пациенткой доктора Фрейда. Обеспокоенная изнуряющими болями неорганического характера и своеобразными галлюцинациями, госпожа Эрдман обращается к светочу психоанализа с довольно деликатным документом... И первый слой «Белого отеля» преподносит нам странный калейдоскоп порнозарисовки, созданной главной героиней и облачённой в витиеватую стихотворную форму под названием «Дон Жуан». Второй - воплощает своеобразный дневник интимных развлечений в некоем «Белом отеле», но уже в прозе. Он повторяет смысловой концепт стихотворения, но призван быть более доступным и объяснимым. Излишняя острота излитого вожделения вызывает недоумение читателя. Но я не буду ханжой, меня не посетила тошнота омерзения, хотя эротика тут явно уступает разврату. Казалось, здесь имела место безудержная фантасмагория эротических фантазий и снов, нанизанная на странную иллюзорную реальность. И было очевидно, что поиск природы фантазий главной героини воплощал ключ к борьбе с её недугом. Уже в третьем слое «Белого отеля» под откровенными картинами разнообразия сексуальных утех, Фрейду, а равно и притихшему читателю, открывается глубинная драма личности, завуалированная надёжными покровами рассудка. Посредством методов психоанализа, плотная сеть подсознательных полотен Лизы Эрдман постепенно обнажает подлинный облик прошлого женщины. Становится ясным, что древо проблемы, уходящее корнями в детство, произрастает на почве конфликта бессознательного в далёком прошлом… Но, мастерски воссозданная цепочка умозаключений доктора Фрейда смещает стрелки компаса истины, о чём становится понятно в четвёртом слое «Белого отеля», воплощающего настоящее госпожи Эрдман. Оказалось, что последняя иногда привирала, искажая исповедь, и честно признаёт этот факт… Два заключительных слоя полностью искривляют линзу восприятия пазлов истории главной героини, разворачивая их под совершенно иным углом. Тонкой нитью они сшивают канву мироздания главной героини спиральным узором, в котором иглу воплощает её душа - трепетная сверхчувствительная сущность, соединяющая прошлое с будущим в ином измерении восприятия под названием «Белый отель».

Кажется, книга сама меня нашла. Потому что я не возлагала особенных надежд на впечатления. В начале, чтение вымышленной истории, связанной с культовым именем Фрейда, вызывало скептическую мину. Но в итоге, закусив губу, вынуждена признать, что я покорена. Особенная смысловая конструкция, воплощённая в многослойной спирали, или концентрических кругах, или многогранной проекции единого образа заставляет почувствовать 6 оттенков дежавю. Каждая часть своеобразно дублирует смысл, проявляясь как негатив из негатива… В итоге, каждый следующий кадр дополняет первоначальный, преломляя световые лучи, наполняя цветовую гамму сюжетного полотна размытыми контрастами. Эта особенность увлекает.

Одновременно, меня заинтересовала трактовка Томасом существования души как эфемерной субстанции в параметрах вневременной плоскости безграничного многополюсного пространства. Он уводит душу из наивных религиозных рамок, даря ей свободу вечного хаоса. Этим странным бесконечным хаосом и есть Белый отель. По Фрейду, идея отеля наполнена особенным смыслом - подсознательного влечения к смерти… Белый отель был сверхреальной, далёкой пристанью жизни главной героини - до жизни, при жизни и после смерти.

Наряду с этим, мне показалось, что все образы Лизы Эрдман (она же фрау Анна Г., Лиза Морозова, Лиза Беренштейн) совмещают собирательный символ женщины первой половины мятежного ХХ века - растерянной по миру, потерянной на части, поруганной жизнью, брошенной судьбой. Возможно, и слова героини

...там, где есть любовь, есть надежда на спасение...

подразумевают веру в новый мир, созданный для светлых и чистых чувств.

А может, этот многогранный образ женщины был лишь отражением образа души самой Вселенной, которая оказалась вне привычных временно-пространственных рамок существования? Хлипкий национально-религиозный челнок взял да и разлетелся вдребезги о берега кровавых идей. И образ постояльца дневника госпожи Эрдман, пожилого священника, публично, безмятежно сосущего молоко из её же груди, вздыхая о собственной матери, не был ли безумной экстраполяцией лицемерия и безучастия религиозного клана перед страдающей Вселенной? И не было ли нежелание Лизой иметь детей - жгучей внутренней боязнью мира рождать пособников новых очагов сумасшедших распрей, взращенных на разлагающейся почве начала ХХ века? Таких связей можно найти немало. Хотя, возможно, я заблуждаюсь…

Открыть для себя «Белый отель» лучше, читая издание, дополненное послесловием Г. Яропольского и статьей З.Фрейда «По ту сторону удовольствия». Книга обретёт новую тональность, более ровную и чистую.

«Белый отель» - особенное произведение, наполненное сонмом метафор, подводным движением создающим причудливые комбинации вращения души в спиральном хаосе вечности.
Думаю, каждый найдёт в нём что-то.
А может, останется ни с чем...
Но явно не расстанется с ним равнодушным.

Комментарии


Ань, а ты долго придумываешь заголовки к рецензиям?)

Необходимость восстановления накренившейся почвы невесомой души побуждает к жадному поиску невидимых звеньев, соединяющих спусковой курок и мучительные последствия образного выстрела.

Нет, это когда нибудь случится...
Я возьму книгу в магазине, и на обратной стороне прочитаю что то подобное, улыбнусь и скажу: это же Аня)

Она - тёмная крошечная частичка, заблудшая в таинственной спирали вечности.

Как пылинка, танцующая в луче где то в тёмном, заброшенном чердаке или подвале старого дома?

Казалось, здесь имела место безудержная фантасмагория эротических фантазий и снов, нанизанная на странную иллюзорную реальность.

Всё как в жизни)
Ну, в хорошем смысле, ты поняла. Порой наши самые тёмные фантазии, лишь порывы к чему-то светлому или мучающая нас боль прошлого, которой нет выхода, и простая нежность, может многое излечить, но, такие тёмные сны страстей, словно ослепшие мотыльки, бьются о жаркие фонари сердца и опаляют крылья и падают, и новые мотыльки занимают их место: словно они - души этих умерших мотыльков.

а равно и притихшему читателю, открывается глубинная драма личности, завуалированная надёжными покровами рассудка.

Ты так мило себя пригласила в рецензию)
Притихший читатель...
Ань, могла бы надеть вечернее платье)
Драма личности... а разве с личностью бывает что то другое? Грустно, да?

Кажется, книга сама меня нашла. Потому что я не возлагала особенных надежд на впечатления. В начале, чтение вымышленной истории, связанной с культовым именем Фрейда, вызывало скептическую мину. Но в итоге, закусив губу, вынуждена признать, что я покорена

Здорово, когда книги нас находят)
Ань, а эта история основана не на реальных событиях?
Вроде, у Фрейда была пациентка, русская, которая..
Ну, в общем, похоже. Забыл её имя.

Одновременно, меня заинтересовала трактовка Томасом существования души как эфемерной субстанции в параметрах вневременной плоскости безграничного многополюсного пространства. Он уводит душу из наивных религиозных рамок, даря ей свободу вечного хаоса.

Ань, помнишь поэму Цветаевой - Попытка комнаты?
Там нечто подобное. Гостиница душ...

А может, этот многогранный образ женщины был лишь отражением образа души самой Вселенной, которая оказалась вне привычных временно-пространственных рамок существования?

Нравятся твои трактовки)
Образ вечно-женственного...

Прекрасная рецензия, Ань. Чувствуется, как книга тебя задела. Проникла в тебя...

Чуткого и ласкового дня, Анют)
С мерцанием пылинок снега)


Ань, а ты долго придумываешь заголовки к рецензиям?)

Смотря, насколько влюблена в книгу, Саш.)
Чем сильнее - тем дольше.)

Как пылинка, танцующая в луче где то в тёмном, заброшенном чердаке или подвале старого дома?

Точно!) Твоё сравнение мне больше по душе.)
И в каждой такой пылинке - целая Вселенная, внутри которой уже свои тёмные подвалы и мрачные чердаки. Матрёшка мироздания.) Хотя звучит коряво.

Ты так мило себя пригласила в рецензию)
Притихший читатель...
Ань, могла бы надеть вечернее платье)

Просто притихший читатель пару вечеров зачарованно взирал на Фрейда и...происходящее из глубины одеяльного кокона в обнимку с безразмерной чашкой кофе.) Так незримым наблюдателем и в рецензию перекочевал.) Но он не отказался бы и от вечернего платья...)
Надо примерить - может, когда-то зайду в рецензию и в нём.)

Драма личности... а разве с личностью бывает что то другое? Грустно, да?

Это, наверное, неизбежная участь каждого человека.
Просто у одного драма составляет глубокий океан, а у другого - мелкую каплю, но разницу составляет личное восприятие.
Не утонуть бы в капле и суметь пересечь океан.) А я по жизни плавать не умею, во всех смыслах.)

Ань, а эта история основана не на реальных событиях?

Нет, Саш. Авторский пролог сразу ставит читателя в известность. Хотя Томас пользовался источниками Фрейда.

Саш, большое спасибо тебе за такое тепло внимания.) Читаю тебя и настроение плавно и медленно взлетает.)
Благодарю, что прочитал мою самую громадную рецензию.) Она меня саму утомила.))

Нам снежок был бы очень кстати.) Эх...)
Чудесного тебе дня и вечера, Саш, наполненных искристым зимним настроением.)


И в каждой такой пылинке - целая Вселенная, внутри которой уже свои тёмные подвалы и мрачные чердаки. Матрёшка мироздания.) Хотя звучит коряво.

Чудесно звучит, Ань)
Ах, если бы буддийские монахи выпивали иногда, тайно, то они бы так славно выговаривали твои слова, обнявшись и идя по вечернему нагорью...)
Ань, у Вознесенского есть странный стих. Всего из одного слова: тьма.
Он построен как раз матрёшечным образом: это слово пишется в цепочку, слов 6.
Строка под ним - 5 слов. И так далее. Ритм нарастает и в конце, горлышко слова и стиха сужается и тьма превращается в - мать.
И дальше, горлышко расширяется зеркально, и уже слово мать звучит и растёт.
чудесно)

взирал на Фрейда и...происходящее из глубины одеяльного кокона в обнимку с безразмерной чашкой кофе.)

Спасибо, представил)
Если бы я был Питером Паркером а ты - Человеком пауком, то вечером бы в газетах появился прелюбопытный снимок)
Окна закрывай, Ань)

Просто у одного драма составляет глубокий океан, а у другого - мелкую каплю, но разницу составляет личное восприятие.
Не утонуть бы в капле и суметь пересечь океан.) А я по жизни плавать не умею, во всех смыслах.)

Ты права. Беда в том, что этот океан есть в каждом, просто не каждый им живёт.
А утонуть можно везде.. ты права, да.
Мне знакомый рассказывал, как его родственник утонул.. в луже. Точнее, упал и захлебнулся.
Нелепая смерть.

Благодарю, что прочитал мою самую громадную рецензию.) Она меня саму утомила.))

Рецензия громадная? Прочитал с удовольствием и не заметил этого)
Ань, не тебе говорить про громадные. Это у меня - гумилёвско- жирафовые)

Кофейного настроения тебе в этот вечер, Ань)


Стих Вознесенского интересный. Спасибо.)
Напомнил забавную инструкцию времён моей юности для всех влюблённых без взаимности - повторять "Питер". До бесконечности.)

Окна закрывай, Ань)

Я даже зашториваю окна на ночь.)
История с летним ночным пауком не прошла даром.)

Мне знакомый рассказывал, как его родственник утонул.. в луже. Точнее, упал и захлебнулся.

Ох, ужас, Саш. Такая страшная смерть даже в ночном кошмаре не привидится...

Это у меня - гумилёвско- жирафовые)

Так, не надо тут.)
У тебя рецензии как вдох и выдох.
Всегда читаю с сладким замиранием души.)

Уютного вечера, Саша.)


Какая подробная, детальная рецензия! Спасибо


Вам спасибо за внимание!)