Больше рецензий

8 декабря 2021 г. 20:23

2K

4

"Один день Ивана Денисовича" - первое опубликованное произведение Солженицына. После того, как я прочитал "Архипелаг ГУЛАГ", я решил сразу прочитать и его, во-первых, что бы лишний раз не отвлекаться от темы, во-вторых, потому что оно небольшое, примерно в 20 раз меньше, чем "Архипелаг ГУЛАГ" и тут уже то, что называется "До кучи".

Так как я прочитал этот рассказ сразу же после "Архипелаг ГУЛАГа", то опять таки буду сравнивать его с ним. И первое принципиальное различие в том, что "Один день Ивана Денисовича" - это художественное произведение, без размазываний и долгих рассуждений. И в этом явно его плюс. Повествование идёт об одном заключённом, как можно понять из названия, об Иване Денисовиче. У этого рассказа весьма прикольная, на мой взгляд, структура, о ней тоже можно догадаться из названия, действия рассказа происходят за один день. Рассказ начинается в пять утра, когда заключенный просыпается и заканчивается после отбоя, когда заключенный засыпает.

Не смотря на то, что концепция произведения, когда описывается только один день, мне кажется весьма прикольной, очевидно, что она является жёстким ограничителем, по этому неудивительно, что главный герой в этот день периодически впадает в воспоминания и рассуждения. Учитывая художественность произведения, все эти воспоминания о до лагерной жизни кажутся гармоничными и уместными. Всего, что касается написания и сюжета, никаких нареканий нет, мне все понравилось.

Читая "Один день Ивана Денисовича" сразу же после "Архипелаг ГУЛАГа", меня не покидало ощущение, что эти два произведения писали два разных человека. Как я уже говорил в рецензии на "Архипелаг ГУЛАГ", Солженицын описывал там все в максимально серых цветах, уделял внимание только жести. Понятно, что "Архипелаг ГУЛАГ" задал определенные настроения, и начиная читать "Один день Ивана Денисовича" я был готов к продолжению этой жести, только уже в формате художественного рассказа. Но... Нет. По сравнению с "Архипелаг ГУЛАГом" рассказ скорее лайтовый.
"Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый." - пишет Солженицын в конце рассказа. Мне стала интересна причина такой разницы, с чего вдруг Солженицын взялся описывать почти счастливый день лагерника и я, первым делом, полез в Википедию сравнивать даты написания этих двух произведений.

Солженицын писал "Архипелаг ГУЛАГ" с 1958 по 1968 год, в то время как "Один день Ивана Денисовича" написан в 1959. То есть, когда "Архипелаг ГУЛАГ", где Солженицын максимально категоричен, находится в самом начале работы, Солженицын пишет весьма легкий рассказ о почти счастливом дне лагерника.

При том, нужно понимать, что "Один день Ивана Денисовича" - это первый опубликованный рассказ Солженицына. Мне думается, что он, уже работая над "Архипелаг ГУЛАГ", пытался написать такой рассказ о лагере, у которого был шанс, что его напечатают. Как к этому относиться решайте сами, с одной стороны это весьма нетрушно, с другой стороны, уже работая над "Архипелаг ГУЛАГ" быть напечатанным весьма полезно с точки зрения долгосрочной перспективы. Но в итоге, "Один день Ивана Денисовича" тоже запретили и в последствии обнаружение у человека этой книги, ни чего хорошего ему не сулило.

В чем же принципиальное отличие? В "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицын говорил, что работы для лагерника - это скорее безвыходность, что ни кто не старался работать усердно, что при любой возможности не работать хоть 5 минут, лагерник ей пользовался. В рассказе "Один день Ивана Денисовича" главный герой кладет стену и когда кончается рабочий день, он опаздывает на несколько минут к общему построению, потому что ему хотелось закончить работу. Это все преподносилось с точки зрения спортивного интереса - вот-вот еще немного, доделать, а то раствор застынет, жалко.

Такие приподнятые настроения противоречат тому, что было мной прочитано в "Архипелаг ГУЛАГ" и стоит признать, что на этом моменте у меня немного бомбануло.

В целом в рассказе хорошо показан быт лагеря, тоже все зациклено на еде, как съесть лишнюю порцию баланды, как спрятать хлеб, что бы его никто не украл, как подмазаться к тому, кому пришла посылка, как "Стрельнуть" сигаретку и так далее.

Вообще, из всего того, что я на эту тему прочитал, "Один день Ивана Денисовича" больше похож на "Обитель" Захара Прилепина, нежели на "Архипелаг ГУЛАГ", но оно и понятно. Это в первую очередь из-за художественности этих произведений.

И на последок, в рецензии на "Архипелаг ГУЛАГ" я обещал вам поделиться мнением по поводу того, что же лучше читать вначале. И теперь могу уже точно утверждать, что в начале лучше прочитать "Один день Ивана Денисовича". Это произведение гораздо короче, оно гораздо легче читается и оно более лояльно.

Единственной причиной почему прочитать "Архипелаг ГУЛАГ" вначале было бы полезнее, так это для того, что бы "въехать" в тему. "Один день Ивана Денисовича" - произведение довольно маленькое, Солженицын берет повествование с места в карьер и ничего не объясняет. По этому, кому-то могут быть непонятны некоторые моменты, например, что значит занимать должность придурка, кто такой кум, или другие сленговые слова, которых, читая "Архипелаг ГУЛАГ", можно поднабраться (Уж не знаю, зачем вам это). Но в целом я бы советовал читать сначала "Один день Ивана Денисовича"

10:48

Комментарии


Поздравляю, что осилили, я не смог в начале 90-х


Я усидчивый)). Спасибо.


Я тоже усидчивый, но до вас мне далеко. Кроме того, те далёкие воспоминания заставили меня сразу по прибытию на этот сайт поставить этого господина СоЛЖЕницына (фамилия говорит сама за себя) в "чёрный список"


в таком случае, полагаю, что дело не в усидчивости. Я, видимо, по натуре своей часто придерживаюсь оппозиционных взглядов, по этому и "Архипелаг ГУЛАГ" и "Один день Ивана Денисовича" дались мне легче. Не могу даже представить, что мне удалось бы дочитать "Архипелаг ГУЛАГ", если бы я воспринимал Солженицына исключительно как лжица.

Оппозиционных? Это как? К нынешней власти?


Получается, что практически к любой власти, в том числе и сегодняшней. На самом деле речь не идёт только о власти. Религия, устоявшиеся и необоснованные стереотипы и т.д.

Странно получается, Путин. к вашему сведению, благоволил Исаичу. А вы значит против Путина? Вот на религию, я вам советовал бы не наезжать. Я вам приведу два примера: первый из старого времени, второй - из нового времени.

1) Франция , 14 век, Филипп IV Красивый в 1314 году завершает разгром монашеско-рыцарского ордена Тамплиеров,  в этом же году умирает сам Филипп Красивый, а уже в 1328 году пресекается династия Капетингов на троне Франции, и на троне Франции  появилась династия Валуа. (это хорошо описал Морис Дрюон в своём цикле "Проклятые короли")

0:02

2) СССР, 20 век, большевики наезжают на почти тысячелетнюю РПЦ, в результате этой ошибки СССР не продержался и 75 лет

И последнее: в связи с этим можно вспомнить  Наполеона, Гитлера и т.д. и т.п. ВСЕ режимы, которые так или иначе наезжали на религию кончали плохо



Вот про стереотипы поподробнее, пожалуйста!!!!!!