Больше рецензий

16 марта 2013 г. 06:47

2K

5

Меняются времена, но не становится меньше Ларис Огудаловых. Вернее, без приданного-то сейчас уже берут, но не меняется, а только увеличивается количество мам, желающих получше пристроить дочек, да и самих дочек, стремящихся выявить жениха побогаче. Количество девушек с высоко поднятой планкой растет, а количество женихов, отвечающих их требованиям, стремится к нулю. Кадровый голод, что ж поделаешь. Впрочем, все это неважно, ибо брачный союз давно уже доказал свою несостоятельность, не смотря на навязчивую политику государства, понимающего, что заложников семьи легче держать в узде.

"Бесприданница" Островского редкостное по контрастному противоречивому субъективизму произведение. С одной стороны здесь нет ни одного положительного героя, а с другой - каждый может выбрать этого героя сам. Причем любого. Искреннюю и чистую Ларису, отчаянную и хитрую Хариту Игнатьевну, степенного джентльмена Кнурова, перспективного и предприимчивого Вожеватова, скромного, но имеющего свое достоинство Карандышева, неотразимого и уверенного в себе Паратова. И нам неважно, что Лариса - дура, мать ее - бесчестная интриганка, Кнуров - старый циник, Возжеватов - продажная шкура, Карандышев - мелочный клоун, а Паратов - расчетливый урод. Множество оттенков переливаются, соприкасаются между собой и дают самые различные сочетания.

Чаще всего не любят Карандышева. Но на самом деле этого человека практически не в чем упрекнуть. То, что он пытается жениться на Ларисе не по любви - в этом ничего удивительного нет. Браки вообще редко заключаются по любви, а в то время и подавно. Походили, друг другу поулыбались, приданное подсчитали и под венец. Упрек Ларисы в том, что Карандышев слишком мелок - вообще несостоятелен. Бедность не порок, накладывает отпечаток, и никто не может упрекнуть Карандышева в том, что он не старался. Да, старался не из чистых побуждений, но кто об этом знает, кроме нас с вами. Большая часть человечества вообще предпочитает скрывать и никто никогда не узнает - что на самом деле движет людьми в той или иной ситуации. Даже убийство Ларисы Карандышевым пошло во благо самой Ларисе, о чем та успела заявить.

Харита Игнатьевна выбивается из сил, всеми средствами пытаясь пристроить дочек. Задача эта непосильная и неудачами со всеми тремя Островский хочет подчеркнуть, что так и должно быть. Не факт - бывали же случаи, кому-то везло. А желая выжить - чего не сделаешь.

Лариса, которую чаще всего любят и сочувствуют ей - на самом деле перед всеми вертит хвостом, обладает диким самомнением, которое не очень умело выдает за скромность и совершает кучу глупых поступков, которые автор и читатели объясняют неземной любовью. Любовь у нее, естественно, к первому парню на селе, самому крутому и богатому на определенном этапе. А еще говорят, что любовь слепа. Почему-то в юнг мы не влюбляемся, а ждем капитанов Греев. И еще ее эта вселенская любовь к ближним на фоне выбивающейся из сил матери, которая только усугубляет ситуацию. Если она вдруг решила, что браком с Карандышевым всех спасла, то это не так, причем все не перестают ей это повторять. Тупое самопожертвование - результат врожденной глупости, ибо всем становится только хуже.

Кнуров вообще никому ничего плохого не сделал, только помогал бедной семье. А что мужчины могут иметь виды на некоторых женщин - в том нет ничего удивительного. Этих женщин никто на аркане не тянет, не говоря уж о том, что они сами дают повод. Частично это касается и Вожеватова. От купца, запрограммированного зарабатывать деньги, было бы нелепо требовать чего-то сильно отступающего от этого курса.

Наконец, подлец Паратов. Упрек "ты меня не любишь" настолько всеобъемлюще нелеп и так часто звучит, что Паратов - это уже олицетворение всех желанных мужчин. Любви можно требовать, если это процесс или работа. Поэтому вообще все разборки между двумя влюбленными не подлежат вмешательству со стороны, ибо никто не в состоянии оценить чужих чувств. Меня порадовал комментарий одной девушки на этом ресурсе на тему того, что Джоз Седли из "Ярмарки тщеславия" в самом начале повествования бросил Бекки Шарп. Оказывается, если Вы решили выйти за кого-то замуж и ему об этом даже не сказали, а он не захотел сам, то это называется "бросить". С ужасом представляю - сколько раз бы в этом случае я был женат, если бы выполнял подобные морально-этические нормы.
В общем, пьеса обалденная, все ее знают и ничего в природе лучше нет.

Ветка комментариев


прав-прав)


Ну вот, а где же спор


а я сказала что думала ) а спорить наверно не к чему Частично прав)


Для Ларисы основным мужчинным фактором, как мне кажется, была уверенность в себе. Это я и указал. А "умен, воспитан" - это само собой для этого общества


вообще все взаимосвязано бывает...Если умный, то к этому многое прилагается и уверенность в своих словах,поступках и воспитанность. Не всегда канешн Но чаще всего. А этот второй был малодушен, хотя он у меня вызывает симпатию или скорее жалость


Лариса - воплощение женственности, а Карандышев - он тоже почти женщина. Они друг другу не подходили. Думаю, что это основное. И объясняет - почему Паратов и Лариса не могли друг друга забыть. Только обстоятельства были против.


с этим нельзя не согласиться , да


Подвернись ему какая купчиха и возьми его в оборот , глядишь зажили бы ))


Его общество слишком затюкало и в нем созревала месть Родиона Раскольникова


Он постоянно видел перед собой преуспевающие морды высшего света. Одно время я встречался с официанткой и у нее было всегда одно и тоже желание - прийти в свой ресторан в качестве клиента. То есть - такая атмосфера развращает и требует мести их же методами.


Согласна месть зрела. Но он сам загнал себя в эту ситуацию. И в бедности можно (и нужно ) сохранять твердость характера и не стеснятся того ,что пока ты не барин. Я думаю эта официантка могла взять бы кредит в банке и шикануть в своем ресторане,дабы все видели,тогда бы она еще более напомнила Карандышева :)


Она и так не вылезала из клубов, хотя тяги к разгульной жизни у нее от природы не наблюдалось. Смириться с бедностью, конечно, можно, но всегда получается. У тех, кто подвержен мечтам - особенно. Карандышев выбрал немужской способ прыгнуть в общество. Нормальный мужчина предпочитает подниматься своим ходом. Хотя... об этом никто обычно не рассказывает.


да оно и понятно , что мечтать ,завидовать и искать окольные пути не дело Но и мириться не надо, "своим ходом" ,работать и жить по средствам... Поэтому Карандышева и не любят


Гыгы)) Вот еще одна причина - почему я защищаю Карандышева.


понятно ))


Идти прямым путем можно - дойти сложно. Зато, двигаясь по спирали, находятся другие творческие решения и много интересного


да не всегда необходимо работать по 12 часов фрезеровщиком на заводе, по спирали ,но не расстилаясь при этом перед обществом - даже нужно ,возможно что то и найдется интересное доходное и креативное


Извините, я не в свою ветку) Не рассказывают о немужском способе прыгнуть в общество? А "Анна на шее"?


Да я сам никогда не искал прямых путей по природной склонности к авантюризму. Поэтому Карандышев - это мое родное. Только он изначально не мужчина


Поэтому Карандышев - это мое родное


Ой :(((((
Не, не верю. Карандышев не может писать хорошие рецензии. У него был бы плагиат, точно!)


Как люди мы с ним совсем не похожи. Я имею в виду, что мне понятны его стремления.