Больше рецензий

Ponedelnik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2013 г. 08:17

2K

2

Привет, Пелевин. Прощай, Пелевин. Монолог про гвоздь меня добил.

Я довольно долго ждала знакомства с этим автором, хотя книжка в результате попала ко мне совершенно случайно. И я подумала: вот круто, давно пора, Пелевин, крутота, судьба, в конце концов. Но не тут-то было. Нет, я, конечно, слышала про то, какую отменную "траву" он курит, какой он интеллектуал и что под воздействием космических импульсов он пишет что-то особенное...

Итак, вам - всего 19. (О! Совсем, как мне!!!) Вас зовут Роман. (Ну, может, и не Роман, но точно же вас как-то зовут. Представили. Представили, да?) Вы работаете грузчиком, а ваша мать твердо уверена, что вы конченый человек и вапче наркоман. И тут - вы становитесь вампиром. Круто, да? Было бы круто, если бы после этой фразы еще что-нибудь произошло. Но нет. Первые 200 страниц герою рассказывают про жизнь и учат "истине", а потом он сам выходит в свет и еще 200 страниц учит жить других. Зашибись динамика.

Я поржала с поступления Ромы в МГУ: не поступил в самый крутой вуз страны - пойду грузчиком. Вузов-то больше не осталось. Потом эти его улитки и Фудзи... тема по мере повествования конкретно заколебала. Всякие философские "ты не улитка", "они не улитки", "они не на вершине Фудзи"... Прям метафора всех метафор.

Плюс еще конкретный стеб. Над всеми: над миром, над читателем, над человеком вообще, над собой как писателем. Стоит только вспомнить фразу про "иностранные буквы в названиях".

Книжка - туфта. Тот самый жанр псевдофилософии, который я так рьяно презираю во всех его проявлениях. То есть вроде бы, на первый взгляд, что-то умное, но если вдаться в смысл - абсолютно бессодержательное и бессмысленное. Пелевин не знает смысла Бытия, поэтому на кой черт делает вид, что знает ответы на все вопросы? А как говорят умные люди: не умеешь - не берись.

"Я сейчас какую-нибудь хрень напишу, - наверняка думал Пелевин, - а читатель это все равно схавает. Пусть думает, там что-то умное".

С матерной лексикой отдельная смешная история. Лично меня эти вкрапления совершенно не коробят (хотя особого удовольствия тоже не приносят), но посмешило другое: мат вставлялся в повествование кусками. Складывалось ощущение, что аффтар писал-писал и тут: о! чё-то я давно всяких слов из трех и больше букв не писал! Потом 50 страниц прошло - опять: а! чёрт! забыл поматериться! То есть никакой органики в этом плане не выдержано: сразу видно, что сам товарищ Пелевин в жизни старается все-таки меньше выражаться.

Когда я у себя в твиттере жаловалась на Пелевина во время чтения его замечательной книжки, мне Ksu_Rodiks сказала, что, наверное, книжка такая попалась, а вообще он крутой. В тот же день мне знакомая рассказала про "Generation П", и я окончательно уверилась в том, что трава другой не становится. А белибердистику я читать не хочу. Кто считает Виктора Пелевина великим писателем, я на ваш хлеб восторгов не посягаю. Просто для меня этот автор уже закрыт навсегда. Это тот редкий случай, когда нет никакого желания давать ни вторых, ни третьих шансов.

И вообще, гвоздь - это не то, что вы видите. Гвоздь в вашем сознании. Очертания гвоздя вы воспринимаете глазами, а не умом. Гвоздь... гвоздь... гвоздь...

Комментарии


писатель раскрученный, за эту его философию его и любят... хотя, читают всё подряд, потом либо плюются, либо плюются, но вида не показывают.


Это он сейчас раскрученный. Только я вот понять не могу, чем он людей зацепил, что таким популярным и признанным стал.


Можно поинтересоваться, в каком это месте Пелевин раскрученный?)


если учесть, что имя Пелевина никому неизвестно, то наверное вы правы - он не раскрученный :]


Мб, то, что ВЫ знаете Пелевина, означает, что ВЫ образованы?
Я не наблюдала популяризацию Пелевина. Как-то Снафф не слишком вываливался из всех щелей, да и о его новой книге, что-то нет громких криков. Странно.


Снафф продавался во всех палатках с газетами. Кого попало туда не ставят - это уже чисто раскрутка.


Я такого не наблюдала, хм


Раскрученный - это когда твой портрет в метро висит. Когда по твоим книгам кино снимают, потому что книги популярные. И вообще когда пиаром занимается издательство и вкладывает в это деньги, это и есть раскрутка. Любой постер в библио-глобусе уже раскрутка, не говоря уже о всяких фан-сайтингах.


Книжка - туфта. Тот самый жанр псевдофилософии



То есть вроде бы, на первый взгляд, что-то умное, но если вдаться в смысл - абсолютно бессодержательное и бессмысленное.


Жестко, но в яблочко. Вся псевдоинтеллектуальная литература такая. Иначе она популярной не будет.


Как по мне, не надо мешать мух с навозом. Нужна философия - надо читать философов. Нужен фикшн - на то другие авторы. А если это псевдоинтеллектуальная литература, очень хотелось поглядеть бы на настоящую...


Я определяю псевдоинтеллектуальную литературу очень просто.

Первое – она должна затрагивать важные и волнующие всех темы, но делать это поверхностно, неглубоко. Причем обязательно неглубоко. Почему обязательно неглубоко? Во-первых – иначе читателю будет скучно читать. Во-вторых – это заставит читателя всерьез думать, а этого он мало того, что делать принципиально не хочет, так еще и не может зачастую. В-третьих – глубокое прорабатывание проблемы выявит, что в причинах проблемы виноваты герои действия, а не «злой рок» или стечение обстоятельств. Все проблемы ведь имеют достаточно тривиальные решения, просто никто на это смотреть не хочет. Но ведь при таком взгляде уходит весь пустопорожний «космизм» происходящего.

При этом исключать псевдофилософский элемент целиком нельзя, иначе это уже не будет «интеллектуальная книга». Она сразу переместиться в иерархии ценностей в разряд бульварной литературы а-ля Донцова или Устинова, а это «моветон».

Второе – претензия на многозначительность, недосказанность. Причем недосказанность осознанная. Это придает мистики, фатума и прочего. То есть – снимает ответственность за происходящее с героев, а значит и с читателей. Что читатель из «пипла» безумно любит и чего так жаждет – все иметь, но без ответственности.

Ну и еще пара-тройка моментов, пока вспомнил про первые два.

Вот, кстати, характерный пример из Пелевина. Generation P. Правда, фильма, книгу я не читал. Главный герой как минимум дважды спрашивает других кто «заказывает музыку», кто стоит за всеми этими рекламными компаниями, кто дергает в итоге за веревочки? А ему дважды отвечают – а ты не спрашивай! Довольствуйся тем, что есть и не утруждай себя подобными мыслями. И это, на мой взгляд, очень характерно как для Пелевина так и для всей псевдоинтеллектуальной литературы.

А что касается примеров интеллектуальной литературы – пожалуйста. Такая литература не позиционирует себя ни с какой точки зрения, кроме как жанровой – она просто пытается смотреть в корень проблем, которые описывает. Вот и все. Без пафоса. Без мистики. Тот же Воннегут. Тот же Моэм.


Пожалуй, соглашусь :))
Только вот Воннегурт с Моэмом уже классика, а в современной литературе какая-то свалка - пока отыщешь что-то стоящее, столько мусора перекопаешь.


Эт точно.


Читать надо его короткие рассказы..а по возможности слушать.


Может быть. Я помню, в серии "Модель для сборки" был его рассказ "Проблемы верволка в средней полосе" - очень неплохо. Если слушать под музыку. Как читать этот рассказ - не знаю.

Впрочем и тут - если воспринимать рассказ просто как некий экшн с диалогами - отлично. Когда начинаются какие-то попытки классификации "оборотней" по типу животных или людей по типу животных, в которых они превращаются - вот тут уже попахивать начинает поверхностной псевдофилософией, которая так нравится "пиплу". Якобы волки-оборотни - это настоящие люди, а все люди на самом деле - это скот.


Якобы волки-оборотни - это настоящие люди, а все люди на самом деле - это скот.


Ну а в "Ампире" - вампиры люди, остальные скот. Универсальная тема.


Мои первые рассказы, и мне кажется надо начинать с них, это Фокус-группа и Бубен Нижнего мира, мне понравилось и даже очень, второе произведение как физика заинтересовало (все-там бред-привет, но если подкорректировать выйдет кое-какая установка), а первое произведение меня порадовало своей неопределенностью...да идея избитая, ничего нового Пелевен до меня не донес, но конец...ты имеешь право на свою концовку, и эта фраза не однозначна...и после этого Пелевин стал для меня , писателем, который дает выбирать... и вот тут меня покорил Шлем ужаса(тут меня накрыло)..


И есть еще одна подковырка во всем этом, слушать надо....именно аудиокниги, притом хорошее исполнение с музыкой и с эффектами звуковыми (Шлем особенно)..тут то вы и поймете где собачка зарыта...

Самое атмосферное произведение для меня Кормление крокодила Хуфу...очаровательное

А вот Священная книга оборотня вообще меня не впечатлила. И тут и становиться ясно, уж точно, Пелевин понравиться каждому, просто надо поискать...и просить совета у того , кто прочитал...


+ много про слушать


Я не читала этой книги, поэтому не могу никак парировать твоей рецензии, но я читала Снафф. И это прекрасная сатира на нынешнюю реальность. Никакой псевдофилософии в этой книге я не наблюдала. Все гармонично и качественно.
Скоро собираюсь читать Поколение П. Посмотрим.
Тут палка о двух концах. Кто считает Улицкую интеллектуальной литературой, а кто-то - категорично нет. Похоже, это болезнь всей нашей современной литературы.


У нас с тобой поспорить никак не выйдет: я не читала снафф и не собираюсь теперь совсем. Только вот в "Ампире" тоже эдакая сатира на реальность: люди живут для производства денег бла-бла, художник - это проститутка, смайлик - визуальный дезодорант, людьми повелевают понты... Это из того, что запомнила. А если все вот такие писательские понты за сатиру держать, то я тогда не знаю, что такое сатира.

Еще проблема вот в чем. Интеллектуальная литература - она по умолчанию для образованных. Для тех, у кого степень в философии, литературе, социологии, где-нибудь еще. А выходит так, что люди слепо верят написанному, даже не вдаваясь в смысл. Если повторить двадцать раз слово "гвоздь" и "восприятие" в одном предложении, это, конечно, добавит визуальных понтов, опять же, но не смысла.

Вспомни хотя бы Миронова нашего. Много нес откровенной чуши (хотя бы про те же конц-лагеря - и возразить ему было нечего), но с таким умным видом, что все слушали, открыв рот. Надо для себя уже решать, "во что веришь". И уже от этого плясать. Я вот Пелевину не верю. Совсем. Но это не значит, что я права или он прав. Тут уже другая философия :)


Вы не с той книги Пелевина начали читать.
Попробуйте "Чапаев и Пустота" - отличный роман или "t". Они на порядок выше, чем гламур про вампиров.


Честно, никакого желания. Ну не мое это, не мое. Дело не в гламуре и не вампирах - дело в этом показном интеллекте, пафосе и философии, придуманной на коленке.


дадада, только с Чапая начинать!)


Мне кажется, у Вас просто были завышенные ожидания) Они не оправдались, и вызвали такую бурю негативных эмоций. Пелевин - талантливый постмодернист, это очевидно, за это его и читают. А интеллектуально/не интеллектуально, не суть)


Про ожидания это верно)


И вообще, гвоздь - это не то, что вы видите. Гвоздь в вашем сознании. Очертания гвоздя вы воспринимаете глазами, а не умом. Гвоздь... гвоздь... гвоздь...



Пелевин вывел эмпиризм в Ампирчике? Слышал, старина Бэкон? Ты теперь лишь жалкая эпистемологическая сошка.

Философия, придуманная на коленке? О-хо-хо. Девочка, ты вообще хоть что-то из философии в руках держали за свою жизнь? Пелевин - это пост-модернист. При чём в данный момент он являет собой верхушку этого течения. Чтобы понимать пост-модернизм надо улавливать отсылки и иллюзии. А Витька не спешит все референции обнажать как они есть. Он играет с читателем, этого обязывает жанр. И знаешь что? Ты проиграла. Лови дезодорант ;)


Плюс к вышесказанному добавлю, что чтобы не было такого анального зуда от Пелевина, надо хотя бы ознакомиться с историей философии и дзен буддизмом. И не по викепедии, как это принято у школьниц.


Люди, зачем знакомиться с философией, если по ее поводу Пелевин сказал следующее:

"Философ - это просто юрист, оперирующий абстрактными смыслами. Философский дискурс, в котором выдвигаются аргументы и контраргументы, кажется мне верхом нелепости - словно решение важнейших вопросов о природе человеческого существования может произойти в судебном зале во время юридического разбирательства, где смыслы рассматриваются как нечто объективное. Мы существуем как бы "изнутри себя", такова субъективная онтология нашего сознания. А философия претендует на то, что ответ на вопрос о природе и судьбе этого "взгляда изнутри" может быть дан "снаружи", через манипуляцию абстрактными символами. Философия способна поставлять интересные описательные языки, но беда в том, что она в состоянии говорить на них только о себе самой. Это просто описание одних слов через другие. Результатом являются опять слова. Если они завораживают вас своей красотой - замечательно. Но со мной такое бывает крайне редко. А другого смысла в этом занятии нет".

И меня уже начинает бесить повсеместный сексизм. "Для шестнадцатилетних девочек", "как принято у школьниц". Не надо связывать глупое поведение с полом и возрастом, это неправильно. Даже непонятно, почему не существует аналогичного выражения "как принято у 16-летних пацанов". Видимо, если бы оно существовало, ему просто невозможно было придать негативную окраску.


Мне понравился ваш отзыв, согласна с тем, что в книге нет никакого толком сюжета. Ничего интересного не происходит. Меня особо выбесил стеб над менеджерами (когда они с Герой спорили об одежде) - это уже совсем низкий сорт, уже лет 20 как баян. Были некоторые небольшие идейки на тему сатиры над миром и обществом, с которыми я бы могла согласиться. Но ничего нового книга для меня не открыла. В некоторых местах прет откровенный бред.

Я представляю это так:
Пелевин: "Так, надо написать новую книгу. Что-то, что сейчас модно.... Хмм... Точно - вампиры!!... А че писать-то? уже все исписано... А пох на сюжет, просто буду накуриваться и писать свои рассуждения, потом диалогами оформлю..."