Больше рецензий

2 марта 2013 г. 16:17

53

3

О свободе небывалой
Сладко думать у свечи.
— Ты побудь со мной сначала, —
Верность плакала в ночи, —

Только я мою корону
Возлагаю на тебя,
Чтоб свободе, как закону,
Подчинился ты, любя...
(О. Э. Мандельштам)

Так вышло (слышу свист пролетающих тапок), что до недавнего времени с произведениями Д. Лондона я была не знакома вообще. На первое чтение меня соблазнило случайно услышанное: "Уж кто-кто, а Лондон пишет по-мужски, нордически, без сантиментов". Недолго думая, нашла в читалке "Маленькую хозяйку Большого дома", скачанную давно при забытых обстоятельствах.

В книге описывается классический любовный треугольник - супружеская пара и друг семьи. Ситуация всем известная, однако персонажи и их подход к решению проблемы по-настоящему незаурядны. Автор описывает всех троих как людей фактически идеальных: умных, честных, всесторонне одарённых и ни в чём друг другу не уступающих. Разумеется, ни о каком реализме в таком изображении говорить не следует: произведение - скорее попытка автора смоделировать некую ситуацию и сделать выводы о том, как нужно поступать и как - нет.

Попробуем разобраться, что именно нам хотел показать Джек Лондон на примере своих идеальных людей.

Имеем: возникла вышеупомянутая неприятная ситуация, и её нужно решить.

Как рассуждал бы средне-нормальный человек:
Дик - муж Паолы, и он имеет полное право поступить с любовником на своё усмотрение, а непутёвой, прямо на его глазах изменяющей ему жене доступно объяснить, "что такое жизнь и как с ней бороться". Кроме того, у Дика было смутное предчувствие надвигающейся беды ещё до приезда Ивэна, и он мог, если бы захотел, свести на нет общение жены со своим другом или сделать так, чтобы его приезд вовсе не состоялся. Итак, фактический хозяин ситуации, если посмотреть на неё глазами человека "нормального" - Дик.

Что делают герои:
Дик медлит и делает вид, что ничего не замечает. Почему он медлит? А потому, что Дик последовательно исповедует особую философию - философию свободы. Личность, по мнению Дика, должна иметь свободу выбора, будь речь о том, куда вложить свои капиталы, за каким занятием провести утро или как устроить свой быт. Если его жена страстно влюблена в другого человека, то с его, Дика, стороны было бы преступлением ограничить её волю, и Дик, скрепя сердце, наблюдает за развитием чувства жены к Ивэну.

Но Паола не может справиться с выбором! Главная черта Паолы - прямота и честность. У неё нет системы взглядов, философии, которой бы подчинялась её жизнь, она считает:

...чем больше люди философствуют о жизни, тем меньше они достигают...


Предусмотрительный, дотошный Дик этого не учёл. Сделав хозяйкой ситуации Паолу, он возложил на неё непосильную ответственность. Она не могла предпочесть кого-то одного. Это и определило трагическую развязку произведения.

Получается, свобода морального выбора не может состояться в качестве фундамента жизненной философии человека? Такая философия в "Маленькой хозяйке Большого дома" разбилась о камень любви.

Резюме:

...несвободной любви быть не может.


На мой взгляд, это - главный вывод, главное предостережение всего произведения. Будь человек хоть тысячу раз сияющим чистотой и идеальным, как пифагоров треугольник, он не сможет вынести ношу абсолютной свободы в любви. Вспомним Достоевского :

Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее.


Любовь и жизнь не подчиняются никаким законам, и свобода не закон в любви. Любовь есть главный закон, и руководствоваться надо в первую очередь ею. Так, вообще говоря, и поступала Паола. Дик же, будучи хозяином Большого дома, не удался в этом качестве: его Дом, как библейский истукан, стоял на непрочной основе абстрактных идеалов и не выдержал первого же испытания.

Почему 3/5


На мой взгляд, моё знакомство с Джеком Лондоном было не самым удачным: я выбрала достаточно затянутое лирическими отступлениями произведение. Читатель должен приготовиться к наличию пространных вставок с импровизированными песнями героев, с рассуждениями о лошадях. В попавшемся мне переводе языковая ценность, если таковая была, не сохранилась. Меня эта книга не оттолкнула, но и не дала увлечься автором. Надеюсь, следующее произведение Джека Лондона. за которое я возьмусь после краткой передышки, впечатлит меня больше, будет серьёзнее, "нордичнее" :).

Комментарии


Спасибо за рецензию. У Джек Лондона больше всего люблю "Морской волк" и "Смок Белью". Но это не любовные истории.


Благодарю за совет. Думаю, почитатели нордической стороны Джека Лондона имели в виду как раз подобные книги. Я за ними и шла, а попала на любовный роман. Буду осмотрительнее.


У него еще есть линия произведений о животных. И рассказы.


"Мартин Иден" на основе автобиографии