Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 ноября 2021 г. 21:58

4K

3 Химеры всех стран, соединяйтесь!

Скажу сразу, что я не имею даже гипотетической возможности понять Пелевина. Он для меня слишком актуален, слишком интеллектуален, слишком культурно закодирован. Поэтому, если вы ищете здесь реального анализа его книги, то будете разочарованы.

Я уже знаю (из других отзывов умных людей на эту повесть), что в своих книгах Пелевин реагирует на все важные современные мировые события и культурные тренды, полемизирует со своими критиками, щедро приправляет свою прозу отсылками к другим современным, в том числе своим, текстам.

И всё же. Если брать только смысловую составляющую этой повести, то она мне как раз вполне понравилась.

Третья мировая война, разыгрывающаяся в виртуальном пространстве, конспирологические теории, спецслужбы, разрабатывающие технологии управления массами с помощью интернета и СМИ — всё это кажется мне не только возможным, но и весьма вероятным. Мнимые нападки на сексистов и реальные нападки на воинственных феминисток были в меру остроумны, вульгарны и интересны.

Правда, оккультизм, мистицизм, масоны, все эти химеры и шумеры не нашли в моем сердце теплого отклика.

В общем и целом, за оригинальность авторской мысли и её созвучность моим пессимистическим мироощущениям я ставлю восемь из десяти. Было бы хорошо, если бы автор делился всем этим добром в блоге, эссе или передаче на радио. Но Виктор Олегович (не знаю как он заслужил такое уважение читателей, называющих его в рецензиях исключительно по имени-отчеству — привилегия до этих пор замеченная мной только у ФМД и ЛНТ) почему-то решил изложить свои мысли и чувства в виде художественного произведения. И вот здесь наши дороги кардинально разошлись.

Краткий пересказ повести.
На глазах некоего ученого конспиролога Голгофского произошла очевидно неестественная смерть его дачного соседа, генерала спецслужб. И вот этот Голгофский начинает копать на даче соседа, правда не в реальном, а в переносном смысле. Он затеял личное расследование. Причем даже не убийства, а только характера деятельности генерала и достигнутых результатов. Одновременно с расследованием (иногда буквально в одни и те же минуты) он спит с генеральской дочкой. Эта одновременность добавляет пикантности обоим процессам. Глубокое погружение в предмет страсти (я уже снова о расследовании) приводит его к таким открытиям, что Дэн Браун со своим "Кодом Да Винчи" должен был бы переворачиваться в гробу. Но пока что, к сожалению, только икает.

картинка Zhenya_1981

Первое, что бросается в глаза так это форма повествования — пересказ (или как все тут говорят по-умному — дайджест) огромной книги Голгофского (зачем он вообще написал книгу о своём расследовании?). Почему-то многим рецензентам здесь очень понравился этот приём — рецензия на несуществующий роман. А по-моему — это такой литературно халтурный метод, прикрывающий зияющие дыры и недоработки повести, склеивающий разрозненные её части, оттеняющий полное отсутствие психологизма и человеческих диалогов.

В книге одна сюжетная линия. Персонажи появляются как по мановению волшебной палочки, выдают главгеру очередную порцию необходимой ему информации и уходят в небытие, чтобы уже никогда не вернуться. Полное отсутствие психологизма навивают скуку. Огромное количество монологов, с помощью примитивных вопросов и поддакиваний, маскирующихся под диалоги, утомляет. Всё расследование затянуто до неприличия. И это при том, что автор посмеивается над масштабностью труда Голгофского и якобы максимально сокращает его в своём пересказе.

Вот неполный список героев второго плана. Батюшка-мистик, египтолог строящий себе пирамиду дома, выживший на старости лет из ума, но не поменявший своих убеждений нацист-оккультист, нестареющая душой комсомолка из солнечного Сухуми, изысканные в своём интеллекте и сексуальных извращениях (они, видимо, всегда идут рядом) французские масоны, один из которых предпочитает старых проституток в желтых жилетах, а другой издевается над резиновыми куклами, и наконец разведчик, треплющий языком как помелом вопреки элементарному инстинкту самосохранения. Виктор Олегович как мудрый Гудвин меняет маски. И каждая новая маска раскрывает голосом автора (но со своим акцентом) очередное звено.

Художественность книги я бы оценил на 4 из 10. Да и это только благодаря злому авторскому юмору .

Отдельно хочется выделить Алевтину Пугач, начитавшую сию работу. С этого момента она моя любимая чтица. Продолжая женоненавистническую линию Голгофского, я должен сказать, что до Алевтины Пугач я не встречал чтеца-женщину, которая бы мне понравилась. Грешным делом я уже подумывал, что это невозможно. Рад, что ошибся.

картинка Zhenya_1981

Ветка комментариев


Хм, строгая рецензия, зато честная. Вот честность я всегда уважаю.. жаль, Женя, Вы так пока и не добрались до моего романа "Один".. А мне правда было бы интересно услышать (увидеть) ваше мнение..
С наступающим (уже) Новым годом!!


Спасибо, Владимир.
Я ещё дойду до Вашего романа.
Но, к сожалению, не в ближайшее время