Больше рецензий

5 ноября 2021 г. 13:47

584

5 Как это страшно – долго держать в себе такое жуткое чувство, как желание убить человека…

Книгу предваряет предисловие  Содзи Симаты. В нем автор кратко излагает историю японского детектива, сетует на то, что в 50-е - 70-е годы под маркой детектива писались социальные романы с криминальным сюжетом. Рассказывает  какие усилия сначала он, а вслед за ними и другие авторы предприняли для возрождения жанра. Отмечает мастерство Юкито Аяцудзи, который руководствуясь подходом Ван Дайна, сумел внести в жанр японского детектива новую струю.

Перед нами игра-головоломка с заданными правилами. Произведение лишено литературной изысканности и предполагает некую схематичность действия персонажей (это к вопросу о том, почему герои не покинули остров).

За основу взят сюжет Агата Кристи - Десять негритят.  Замкнутое пространство - уединенный остров. Вычурное здание - десятиугольный дом (от меня как проектировщика за это здание бонус). Дом  построил эксцентричный архитектор Сэйдзи Накамура рядом с другим домом - Голубой виллой.

За полгода до начала событий, Накамура, его жена и слуги (муж с женой) погибли при подозрительных обстоятельствах, вилла сгорела, а садовник пропал. Поговаривают, призрак Сэйдзи до сих пор бродит по острову ...

На остров приезжают семь студентов. Они состоят в детективном клубе, поэтому в романе почти до самого конца выступают под псевдонимами, взятыми в честь классиков жанра, - По,  Леру, Орци, Агата, Ван, Карр, Эллери.

Скоро они окажутся в приготовленной ловушке. Ловушке в виде фигуры, состоящей из десяти равных сторон и десяти внутренних углов.

Призрак Сэйдзи обвиняет студентов в убийстве девушки из их компании, Тиори Накамуры, которая была дочерью архитектора (хотела написать "его дочерью", а потом подумала - ведь у призраков не бывает дочерей). 

Пока студенты на острове сходят с ума от страха и дохнут как мухи,  на Большой Земле два студента -  Такааки Каваминами и Кёити Морису, бывший член детективного клуба и настоящий, начинают искать ответ на загадку. К ним присоединяется Симада Киёси (дань уважения старшему товарищу), любитель детективов и друг брата архитектора.

Роман вообще полон разных отсылок и реверансов в сторону писателей Золотого века детектива. На мой взгляд, это сделано прекрасно. Описания обстановки достаточно схематичны, как и описания персонажей, но это не мешает представить себе остров, дом и каждого героя. Копания в психологии особого нет, но несколько отличительных черт характера каждого персонажа представлены.

Оказавшись на острове, молодые люди станут жертвами таинственного мстителя (об этом писатель нам дает понять в самом начале книги). Мне понравилось и интрига, и развязка.