Больше рецензий

30 октября 2021 г. 16:33

576

1.5 Спойлер Инфантильные ученые открывают секрет вечной молодости...

Уиндем - писатель, который смог вовлечь меня в жанр социальной фантастики. По большей части благодаря раскрытию общественных и глобальных проблем в своих романах. И, судя по аннотации, я думала также и про эту книгу. Но все пошло не так. Роман стал полнейшим разочарованием и предметом моего внутреннего горения.

Вся история строится вокруг научного открытия, совершенного двумя учеными - доктором Саксовером и его сотрудницей Дианой. Они выяснили, что определенный вид лишайника способен помочь в проблемах старения и, вообще, может продлевать человеческую жизнь на несколько сотен лет. Вот только сложилось так, что и доктор, и Диана пошли разными дорогами, преследуя разные цели. Оба хранили тайну открытия, пока из-за одного несчастного случая не произошла утечка информации в общество.

Начнем с одной из главных проблем романа - персонажей. Большинство из них хоть и имеют мотивацию, но напоминают лишь отголоски реальных людей. Это и родители, и преподаватели, и коллеги Дианы. О некоторых читатель узнает постфактум. Они не имеют предварительной истории и дальше никак не фигурируют. К тому же, большинство из них не имеют объемного характера, а нацелены они на одну линию, по которой и идут с ослиным упорством. Особенно своей глупостью, поверхностностью и отсутствием ответственности меня поразили дети доктора Саксовера и их вторые половинки.

Главные же герои, доктор Саксовер и Диана Брекли, описанные в романе как талантливые и амбициозные ученые с определенными идеологическими взглядами, на самом деле, являются инфантильными и безответственными подростками в телах уже давно взрослых людей. Оба совершенно некорректно и по-детски поступили с собственным открытием, которое должно было перевернуть судьбу всего человечества. Все попытки отсрочить обнаружение тайны казались очень наивными. Очень хорошо показан человеческий фактор и то, что каждый из них, в первую очередь, личность со своими целями и чувствами. К примеру, действительно показано как доктор любит своих детей или то, как Диана достаточно сильно привязана к дочери Саксовера. Но все равно не верится, что двое взрослых, компетентных и серьезных ученых способны вести себя вот так.

Сюжет подан как-то рвано. Временные линии перемешаны и в некоторых местах не обозначаются. Какие-то важные события, как к примеру смерть персонажей или повороты сюжета, иногда подаются в лоб и "скомканно". Зато пересказ телепередач и газетных статей могут занимать несколько страниц. Или чувства персонажей и их состояния просто пересказываются вместо того, чтобы полноценно показать то, что с ними происходит в такие моменты. Особенно взбесил финал. Создается впечатление не готового произведения, а чернового варианта.

А теперь самое "вкусное". Не знаю почему, но в аннотацию не стали включать одну из главных "красных нитей", которая проходит через всю историю. Это жизнь и предназначение женщины в обществе и глупые стереотипы на этот счет. Это проскальзывает или прямо указывается в речах всех персонажей. Окружение Дианы, пропитанное идеей о том, что "женщина успешна лишь тогда, когда удачно выходит замуж и имеет детей, а те, кто занимается карьерой и чем-то другим - несчастны", постоянно транслирует подобное. Персонажи, придерживающиеся данного мнения, намекают, настаивают, потешаются или кидают косые взгляды. Но существуют и другие, вдохновленные главной героиней, которые пытаются отстаивать свои права и свободу мнения. Особенно интересно наблюдать за тем, как гармонично соединяются две линии - вечная молодость и женская свобода. Да, это правда сделано интересно, но раскрыто слабовато.

И вот, казалось бы, хоть что-то смогло зацепить меня при прочтении, но не тут то было.

Дело в том, что именно Диана была ниточкой, соединяющей две линии, и той самой женщиной, которая выбивалась из ряда тех, кто пытался принизить ее талант и желание изучать мир, работать, а не быть обычной женой и примерной матерью без собственных стремлений. И главно - героиня говорила о том, что не стремится к отношениям и браку. Так было до тех пор, пока в финале не выяснилось, что это не так.

Лично я не знала и не знаю до сих пор как относиться к тому, что главная вдохновительница женщин, Диана Брекли, на деле оказалась не так проста и, можно сказать, "переобулась".

С одной стороны, нет ничего страшного в том, что жизненные ценности могут меняться и человеку свойственно анализировать и что-то менять. Но, с другой, она долгое время хранила тайну внутренних чувств и выглядела сильной женщиной, не нуждающейся во второй половинке, чтобы быть цельной личностью. И словно по щелчку пальца все оказывается не так.

Для чего тогда вообще нужна была эта линия? Она ведь явно имела контекст феминизма, но при этом словно обесценила движение, буквально показывая, что даже такой женщине, как Диана, для счастья нужен был мужчина. Этот момент до сих пор остается для меня загадкой.

На каком-то этапе прочтения я подумала, что главным плюсом романа может быть именно феминистический контекст, но нет. После, положительным моментом могла быть стать линия со СМИ, которая занимает практически всю вторую половину книгу. Ей отдано большое количество времени и энергии персонажей. И да, действительно, показана подпольная работа СМИ и того, как они могут вести работу. Но не верится в то, что они настолько глупы, насколько показаны в произведении.

В общем, роман мне совершенно не понравился. Единственное, что осталось после прочтения - "внутреннее горение". Но, не смотря на это, бросать чтение книг Уиндема не собираюсь, буду изучать дальше. Надеюсь, что следующие книги окажутся куда лучше.