Больше рецензий

26 октября 2021 г. 19:56

277

5

Так уж вышло, что отношения у меня с поэзией не сложились. Разве что Пушкина я искренне люблю и уважаю, только его рифму чувствую и понимаю, наверное, потому, что выросла на сказках Александра Сергеевича. Творчество же всех прочих поэтов, даже самых гениальных из них, меня никак не трогает. При всём при этом меня невероятно увлекают истории о жизни и творческом пути того же Николая Гумилёва или всеми забытого Фёдора Сологуба, потому что истории их совершенно удивительные.
Не так давно читала книгу Екатерины Рождественской, где она писала о начале творческого пути своего отца. Сейчас вот в рамках марафона наткнулась на книгу Ирины Одоевцевой, где она совершенно искренне и эмоционально описывает своё знакомство и ученичество у самого Гумилёва, вспоминает свои встречи с известнейшими поэтами своего времени, такими как Маяковский, Мандельштам, Ахматова, Чуковский, и открывает живописный мир творческих людей. Сама я весьма далека от всего этого, но как же меня завораживает эта творческая атмосфера поэтического сообщества. Настолько завораживает, что во время прочтения этой книги я сама как будто оказывалась там, на улочках Петербурга 1918-21-го годов, прогуливалась вместе с автором по Бассейной улице в обществе Гумилёва и слушала его увлекательнейшие истории, истории «поэта, воина и путешественника». Я вместе с автором пережила и трагическую смерть Блока, и расстрел Гумилёва, и эмиграцию российской интеллигенции в Европу.
Одоевцева так красиво написала, так поэтично рассказала свою историю, что действительно складывается ощущение, будто сборник стихов читаешь. Стихов красивых, музыкальных, но иногда жестких и слишком реалистичных. И ведь про трудные для нашей страны времена писано, но как поэтично, красиво. Наверное, Ницше был прав, утверждая, что «герои и великие поэты появляются во времена страшных событий, катастроф и революций», правда, не все они, как правило, выживают и остаются в памяти людей.
Единственное, автор нередко в своём рассказе забегает вперёд, предвосхищая последующие события, что несколько сбивает с толка. Зачем же заранее рассказывать о том, что будет, если рассказ изначально идёт про это самое «будет». Но в целом это удивительная и столь же печальная история о тех, кем когда-то восхищались, но довольно скоро забыли. Ведь правда, многих талантливых людей тех времён сейчас уже никто и не помнит, потому что система их когда-то разжевала и выплюнула, а между тем, Фёдор Сологуб может быть был поэтом получше, чем тот же Блок.
И ещё. Я бы с удовольствием прочла эту книгу в школе, когда мы по программе проходили поэтов Серебряного века. Здесь же столько интересной и своего рода уникальной информации о жизни и творчестве поэтов и писателей 20-х годов XX в., рассказанной непосредственно свидетелем событий, а не сторонним биографом. Возможно, конечно, что Одоевцева что-то приукрасила, может быть даже где-то слукавила, но сия история определённо интереснее сухого перечисления фактов из биографии знаменитых людей.