Больше рецензий

neujelle

Эксперт

по сумбурным рецензиям

25 октября 2021 г. 17:45

475

4 Спойлер

«Прежде Марина и не замечала, как быстро меняется мир комнаты, в которую перестали заходить».

Будет очень много букв. Писать рецензию на эту книгу - как рассказывать историю своей жизни незнакомому человеку, который тебя заранее немножечко осуждает. Отзыв вытряс мне всю душу.

Для начала - почему я её выбрала. Во-первых, потому что я заранее выписала книгам @inspiria_books проходной билет за красивые обложки и 3 первых и удачных знакомства; во-вторых, потому что обещали дневниковую тему, а я это дело люблю, у меня даже книжка про то, как вести дневник, есть. Меня не смутил жанр книги: магический реализм, в котором у меня пока только 2 любимчика - Петросян и Моэрс, остальные вместе с Габриэлем Гарсиа Маркесом ушли от меня вдаль-вдаль.

Единственное, чего я не знала - что Яна Летт русский автор. Серьёзно, я прям напряглась - я очень давно ничего для меня интересного не читала у русских авторов. Даже вспомнить никого, кроме Абгарян и Яхиной, которые вообще-то армянка и татарка, не могу сейчас. Ну Лукьяненко ещё. Ладно. Обложка-то красивая, сюжет интересный обещают, надо читать.

Заранее приготовилась к разочарованию, и включила прилагающийся в комплекте плейлист. К слову, под это музыку читать такую книгу - самое то. (отдельное спасибо Inspiria за Florence + the Machine и Dead Man's Bones).

О чём книга: однажды 15-летняя девочка бесследно исчезает. Полиция открывает дело об убийстве, а её мать остаётся одна. Всё, что у неё есть - это собственный ад внутри и пропавший дневник дочери, который во что бы то ни стало нужно отыскать, и в этом поможет её список книг для прочтения.

И сейчас спойлер к рецензии: я влюбилась в эту книгу за 15 страниц и любила её беззаветно до 201-й страницы. А потом впервые случился магический реализм.

Спойлер 2: я искренне рекомендую эту книгу к прочтению, хотя бы до 201 страницы, особенно подросткам и матерям. И завидую автору: хотела бы я написать такое сама, но лучше бы не получилось.


Если мы пойдем вместе, один из нас перестанет быть героем собственной истории. Станет героем истории второго. А в истории, где героев много, кто-то обречен никогда не достичь своей цели. Так бывает всегда - я знаю это слишком хорошо, ведь я и сам создаю истории. Один всегда должен быть неудачником, чтобы на его фоне второй казался ещё большим счастливцем.

200 страниц пролетели с горящими глазами: я давно не встречала книги, которая заставила бы меня взять карандаш и заговорить с героями прямо на страницах. У меня ушла куча стикеров по одной причине: я почувствовала схожесть с Анной. Я когда-то тоже была 15-летним подростком, как она вела дневник, составляла списки книг, переписывала стихи в отдельную тетрадку, не знала о чем поговорить с папой. Да, у меня был папа, и это было более счастливое детство, чем у Анны, но всё-таки я её понимала. Не понимала её мать, у которой пропал ребенок, а она, вместо того, чтобы пытаться его понять, сидит и вспоминает своего бывшего. Ну, персонаж выбесил, автор справился.

Из приятного: дошло до того, что под цитатой из её дневника на одной странице я написала "ей бы понравился «Дом, в котором»", а перевернув страницу, увидела эту книгу в Анином списке. Тут мне захотелось автора просто заобнимать.

А теперь про ситуацию. Ситуация сложная. Мы имеем дело с типичным подростковым синдромом отсутствия внимания. Довольно запущенным, до "вот я умру  и ты будешь плакать горько-горько, тогда поймешь".

Причины этого я описывать не буду, для этого есть книга. Просто скажу вот что: все блин проблемы исключительно оттого, что люди не умеют пользоваться ртом: открываешь его и говоришь, а ещё ушами надо не дергать недовольно, а слушать. Вот и все. Никогда не понимала, почему подростки, когда у них проблемы, не могут обратиться к родителям, а родители, когда им уже почти взрослый человек говорит, что у него проблемы, тут же начинают ругать. У меня такого в жизни не было, я всегда знала, что при всей своей критике, папа ко всему отнесётся серьёзно. И благодаря этой книге я лишний раз осознала, как это важно.

А потом пришла часть вторая.


Автор, наверное, умышленно, отделил реализм от магии. Я ей даже немножко благодарна: конфета после колбасы вкуснее, чем с. Я была к нему готова, поэтому оставила чтение на следующий день, а с утра с блеском... разочаровалась.


Ну серьёзно, не люблю я эти все сны, смешивающиеся с явью, аллегорию, фантасмагорию и мультфильмы Тима Бёртона. Я не люблю продираться через "все не то, чем кажется" в поисках сюжета. Все стало отчетливо отражать рефлексию обиженного подростка, и Марина на своем аллегорическом пути поступает настолько нелогично, что просто... просто... ну как так? А зачем? А почему?


ДАЛЬШЕ БУДЕТ СПОЙЛЕР, КНОПКА КОТОРОГО У МЕНЯ СЛОМАЛАСЬ НАПРОЧЬ!





Вот о чем эта история? О непонимании. Дочь и мать друг друга просто не слышат, не воспринимают как объекты с ушами. С помощью фантасмагорического и аллегорического мира автор пытается показать погружение матери в мир дочери, каким он есть, то ли потому что автор решил, что так красивее, то ли потому что давно хотел написать магический реализм, то ли не мог вывезти такое в стиле реализма. При этом автор отчетливо показывает: чуваки, мама сама с проблемами, если честно, и дочка-то не центр жизни для неё. Но чему должна учить история о непонимании? Наверное, пониманию? "Отсутствие Анны" ничему не учит. То есть учит, но человека, способного анализировать вводные данные.

В конце же все остаётся на своих местах, только мы ещё понимаем, что как и мать не пошевелила ни пальцем, чтобы попытаться понять свою дочь, так и дочь не сделала ни шага навстречу. Мать, тоскуя о исчезнувшей дочери, предавалась жалости к самой себе, дочь - мечтам о мести, раскладывала пасхалки, чтобы, когда мать придет в ее выдуманный мир, восхитились ею, а она бы ей надавала по щекам с гордым взором. Серьезно, практически каждый трудный подросток мечтает о таком, и я в детстве мечтала, но зачем было 200 шикаааарных страниц, где создавалось впечатление, что девочку как минимум били об стены в школе, а мать не замечала, а по итогу мы осознаем, что они просто не сумели друг друга понять?)

Жизнь не об этом. Жизнь об умении понимать и принимать. Об умении откладывать большие проблемы, если у тебя не получается с ними разобраться, и сначала разбираться с кучей маленьких, которые не дают тебе любить своего ребенка.

И я так надеялась, что в конце будут душевные разговоры и первые шаги к изменениям, пусть поучительно, но адекватно. Но финал, причем именно финал, я ещё мирилась до последних 20 страниц, но финал в эдакой импрессионистской манере оставил меня сидеть с грустным лицом.

Вспомнился финал "Дома в котором", который я до сих пор не понимаю в целом. Так должно быть, наверное, в жанре? Читатель, ищи ответы сам? А если я не хочу? Что ж, по крайней мере это не значит, что книга плохая.

Да, и после всего этого я говорю, что книга мне понравилась. Да, понравилась! И Анна понравилась, хоть я ее и не поняла в конце. Меньше 4/5 звёзд книге не поставлю. Просто потому что я действительно наслаждалась, неважно, что не до конца. Я уважаю выбор автора и пусть я его не понимаю, он имеет право на жизнь.

В конце-концов, если магический реализм существует, значит это кому-то нужно (с)

Комментарии


Здравствуйте) Подскажите, что за книжка о том, как вести дневник?

здравствуйте.  Кэтлин Адамс - Дневник как путь к себе. 22 практики для самопознания и личного развития   отличная книга, написана психологом, мало воды, много практик. И ещё прикупила себе  Ребекка Спунер - Искусство ведения ежедневника. Учимся планировать творчески!   но пока ещё не читала, так, по теме добавляю)


Ой, спасибо вам большое! Поищу эти книги)