Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2013 г. 22:43

605

4

Еще несколько выдержек из третьего и четвертого тома медитаций Ошо по Евангелиям.
(Медитации по первому и второму тому – здесь).
***
Евангелие от Матфея, гл. 14.
А лодка была уже на средине моря,
и ее било волнами,
потому что ветер был противный
.
Это притча, иносказание… Иисус пребывает вне времени и пространства, но его ученики плывут с одного берега на другой. Другой берег означает Бога, запредельное.
… А ветер в этом мире всегда противный, а море всегда волнуется, потому что это море желаний, потому что это море невежества. И ветер всегда противный, потому что это море конкуренции, ревности и ненависти, море насилия и агрессии — ветер всегда противный. Иисус вне этого мира, один, но его ученики изо всех сил стараются перебраться на тот берег.
В четвертую же стражу ночи
пошел к ним Иисус, идя по морю.

Это прекрасная притча. Христиане полностью утеряли ее смысл, потому что они думали, что это исторический факт, они думали, что Иисус действительно шел по воде. Он не был чародеем. Он был обыкновенным человеком. И это притча, иносказание, а не историческое событие.
В четвертую же стражу ночи... Что означает эта четвертая стража ночи? Это время, когда ночь является наиболее темной, когда ночь является подобной бездне, это самая темная часть ее. Учитель может помочь ученику только тогда, когда ученик достигает четвертой части ночи, самой ее темной части. Эта самая темная часть всегда была известна мистикам как темная ночь души. Иисус учился у мистиков, которых называли ессеями. Они говорили, что в своем паломничестве к Богу каждый должен пройти через самые темные часы ночи: через темную ночь души. И в четвертую стражу ночи, в самое темное время, Иисус пошел к ним.
В четвертую же стражу ночи
пошел к ним Иисус, идя по морю.

И, конечно же, Иисус идет по морю, по морю желаний, по морю невежества, по морю эго. На Востоке понимают иносказания. Один из величайших учителей дзэна Лин чи говорил: «Иди, но не позволяй воде прикоснуться к твоим ногам». Человек должен жить в мире, но не погрязнуть в мире — он должен идти по миру, а не тонуть в нем. Иисус не является эскапистом, он не бежит от мира. Он идет по морю, он живет внутри этого мира, но он не позволяет воде прикоснуться к своим ногам. Это то, что мы на Востоке называем «жить как лотос». Лотос живет в воде, но вода не может прикоснуться к нему — на нем могут быть даже капли росы, но они никогда не прикасаются к цветку, между ними остается зазор. Стать цветком лотоса — вот смысл этой притчи.
В четвертую же стражу ночи
пошел к ним Иисус, идя по морю.

Эта притча о внутреннем смятении человека, о внутреннем хаосе в человеке, о его противоречивом уме, о внутренней борьбе при переходе на другой берег. Она не имеет никакого отношения к озеру в Галилее. Это все элементы внутреннего мира — это не события, случившиеся во внешнем мире, это стадии процесса внутреннего роста.
***
Симон же Петр, отвечая, сказал:
Ты - Христос, Сын Бога Живого.

Очень многозначительные слова — постарайтесь понять их.
Ты — Христос. Что означает это слово «Христос»? Оно не имеет никакого отношения к Иисусу. Будда также является Христом, Кришна также является Христом. Вполне возможно, что слово «Христос» произошло от слова «Кришна». В Бенгалии Кришну зовут «Христо». Вполне вероятно, что слово «Христос» имеет тот же самый корень, что и слово «Кришна».
Что означает слово «Кришна»? Слово означает «то, что привлекает». Кришна был тем человеком, кто смог привлечь в себя божественное. «Христос» означает то же самое. Оно означает, что капля получила возможность привлечь в себя океан. Христос есть точка встречи капли и океана, конечного с бесконечным, горизонтального с вертикальным. Христос является точкой встречи горизонтального и вертикального.
***
Даже христиане убили бы его, если бы он явился снова.

Дальше...

Дело не в том, что именно иудеи убили его; это событие не имеет прямого отношения к иудеям. Позвольте мне повторить эту мысль: это событие не имеет прямого отношения к иудеям. Оно имеет отношение к свойствам самого человеческого ума. Если он явится снова, христиане убьют его, потому что он снова принесет новое и свежее; а ум является старым и всегда боится нового и свежего. Иисус снова принесет неизвестное, а ум - это известное, и известное всегда оценивает неизвестное. Он снова принесет небезопасность, а ум всегда находится в поисках безопасности. Он принесет хаос, а ум всегда хочет удобной и комфортабельной жизни, хотя удобная и комфортабельная жизнь - это не настоящая жизнь. Чем более жизнь комфортабельна, тем она менее живая. Самая комфортабельная жизнь - в могиле…
Иисус или человек, подобный Иисусу, всегда приносит вам неизвестное. Он всегда является вызовом обществу. Установившийся ум, привыкший к комфорту, чувствует опасность. Или Иисус убьет ваш ум, или вы убьете Иисуса, чтобы спасти свой ум. Есть только две возможности. Или вы можете идти с Иисусом - тогда вы постепенно исчезнете, — или вы должны будете убить его, прежде чем он привлечет вас….
Иисус приносит беспорядок, хаос, потому что он знает, что пока ваша периферия не будет в беспорядке, вы будете не в состоянии двигаться по направлению к своему внутреннему ядру. Когда ваша периферия в беспорядке, некуда больше идти, кроме как внутрь. Когда снаружи беспорядок и анархия, куда вы движетесь, куда вы идете, где вы ищете свой дом? Вы начинаете двигаться внутрь, вы движетесь к своему центру. Когда вы считаете, что снаружи все в порядке, то зачем вам беспокоиться о движении внутрь? Внутренняя жизнь рождается только в том случае, если внешняя жизнь является хаосом. Внутренняя жизнь возможна только в том случае, если внешняя жизнь является хаосом…
***
Когда вы читаете книгу, вы никогда не читаете ту книгу, которую написал автор. Вы читаете какую-то другую книгу, которую можете читать. Когда вы слушаете меня, вы слышите не то, что я говорю. Вы можете слышать, что я говорю, но вы не вслушиваетесь в это. Вы вслушиваетесь лишь в некоторые вещи, которые имеют отношение к вашему уму. Слушать не трудно, слышать - вот проблема.

Комментарии


Очень похоже на то, что теософы говорили.
В частности http://www.livelib.ru/review/218152 (цитата в конце рецензии)


Удивительная цитата. Фактически, автор процитировал общеизвестные слова Иисуса, несколько раз повторив их в разных вариациях. Но общий смысл от этого не увеличился ни на йоту.
Дух схоластики, похоже, будет жить вечно. :)


Там в контексте надо смотреть :) Автор пытался до читателя донести мысль о метафоричности учения Иисуса для донесения Слова до обывателя, ибо только в такой форме обыватель его поймёт.


Евангелие от Матфея, глава 13.
«10. И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь ты?
11. Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано;
13. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14. И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите;
15. Ибо огрубело сердце людей сих...»


Вам нравятся толкования Ошо, но означает ли это, что он прав в своих толкованиях?


На мой взгляд, к медитациям Ошо вряд ли применимы категории «прав – не прав».
Он высказывает мнение и аргументирует свою точку зрения, а соглашаться с ней или нет – это уже личное дело каждого.


А почему вы согласились с его точкой зрения?


Начнем с того, что я согласен отнюдь не со всеми высказываниями Ошо.
А что касается его медитаций по Евангелиям, то мне, прежде всего, импонировал его подход. Мы относимся к этим текстам как к «внешним», отстраненно. А Ошо погружает нас в саму атмосферу происходящего. И заставляет задуматься, как бы мы поступили в схожих ситуациях.
Плюс, он не боится обращать внимание на явные противоречия. Типа, хождения по воде или отречение от Христа Иоанна Крестителя.

И Ошо в таком подходе, отнюдь, не первопроходец. Загляните, например, в проповедь Мартина Лютера Кинга «Любите врагов ваших». Из анализа этого противоречия он вывел целую программу, которая привела, в итоге, Обаму в президентское кресло.


Да и Кинг не первопроходец. А почему вы отрицаете буквальное хождение по водам?


А почему вы отрицаете буквальное хождение по водам?

Потому что я по образованию физик и прекрасно знаю, что это невозможно. Никакой дух не в силах изменить действующие на земле физические законы.
И, кстати, Ошо весьма подробно разбирает, откуда это хождение взялось в Евангелиях, почему оно происходит в четвертую стражу ночи и что, на самом деле, подразумевается под этими словами.


Потому что я по образованию физик и прекрасно знаю, что это невозможно.

И Бога нет?


И Бога нет?

А это уже личное дело каждого. )