Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 ноября 2012 г. 19:50

1K

5

Ввиду отсутствия отдельного издания пришлось закачать текст проповеди в виртуальную библиотеку.
***
Человеку регулярно приходится совершать действия, требующие моральной оценки. И для этой оценки нужна какая-то точка отсчета.
Подавляющее большинство не выстраивает морально-этическую систему самостоятельно, а делегирует ее вовне либо религии, либо литературе (а в последнее время даже глянцевым журналам).
Литература, моделируя жизненные ситуации, описывает моральные последствия поступков. В результате студент, задумавший убить старуху-процентщицу, получает наглядную картину последующих душевных мук, даже если ему удастся чудом избежать уголовного преследования.
Религия выстраивает свою моральную систему, опираясь на определенный свод правил или постулатов. И именно в этом должен заключаться ее главный функционал в обществе. Она подобно литературе должна выстраивать цепочки от декларируемых принципов до проблем, волнующих каждого человека в повседневной жизни, и предлагать обществу свою точку зрения.
Причем, религии можно четко разделить на ортодоксальные, которые пытаются применить к настоящей жизни заповеди тысячелетней давности, и «живые».
Можно вспомнить, например, фетву о кормлении грудью, когда один из религиозных деятелей Египта предложил весьма оригинальным способом обойти запрет Корана на совместную работу в одном офисе неродственных мужчин и женщин. Женщины, оказывается, должны покормить своим грудным молоком всех мужчин и тогда они станут им названными родственниками. А в иудаизме на полном серьезе обсуждаются проблемы: можно ли молиться при открытой двери туалета или когда поет женщина.
Живые религии допускают «инакомыслие» и конкуренцию религиозных воззрений. Как например, буддизм, где существуют «махаяна», в котором Будда – всемогущий, всеблагой бог, и «хинаяна» - учение идущих по восьмеричному пути, для которых Будда – учитель, указавший направление движения.
***
В христианстве также присутствуют ортодоксальные и неортодоксальные направления.
На взгляд великого негритянского проповедника Мартина Лютера Кинга (1929 – 1968), к Евангелиям нельзя относиться как только к текстам, описывающим жизнь и деяния Христа. Это некий свод принципов и правил, часто выраженных в аллегорической форме, требующих своей адаптации к каждой исторической эпохе и даже к каждому человеку.
Начав с анализа ситуации – как отвечать афроамериканцам на постоянные притеснения со стороны белых жителей Америки, он сумел на основе Евангелий от Матфея (5, 43-46) и от Луки (6, 27-33) выстроить убедительную систему доказательств, что исполнение заповеди о любви к врагам является не только абсолютным условием выживания, но и ключом решения всех проблем.
Результат известен – сверхтолерантность американского общества и победа Барака Обамы на президентских выборах.
***
Некоторые ключевые моменты проповеди.

Дальше...

Заповедь «любите врагов ваших» всегда была, пожалуй, самой трудной из всех заповедей Христа. Некоторые люди искренне верили, что в реальной жизни она невыполнима. ... Иисус — это оторванный от реальной жизни идеалист, говорят они.
Несмотря на подобные острые вопросы и непрекращающиеся возражения, эта заповедь Иисуса приобретает для нас все возрастающее значение. ... Заповедь «любите врагов ваших» — это не благочестивое пожелание мечтателя-утописта, а абсолютное условие нашего выживания. Любовь даже к врагам — вот ключ к решению всех существующих в нашем мире проблем. И Иисус — это не оторванный от жизни идеалист, он — трезвый реалист.
Давайте будем реалистами и спросим: как нам любить наших врагов?
Во-первых, мы должны развить в себе умение прощать. Лишенный силы прощения лишен и силы любви. ... Надо также понять, что прощать всегда должен пострадавший, испытывающий боль и страдания, жертва мучительной несправедливости, униженный и оскорбленный. Обидчик может просить о прощении. Он может одуматься и как блудный сын пройти пыльными дорогами, с сердцем, трепещущим от желания быть прощенным.
Всепрощение — это не игнорирование того, что было сделано, или представление зла добром. ... Да, человек не может забыть, если это значит, что происшедшее стирается совершенно из памяти. Но, когда мы прощаем, мы забываем в том смысле, что зло более уже не является психологической преградой на пути установления новых взаимоотношений. Точно так же, мы никогда не сможем сказать:
«Я прощаю вас, но отныне не желаю вас знать». Прощение означает примирение, воссоединение вновь. Без этого ни один человек не в состоянии возлюбить врагов. Степень прощения определяет степень нашей любви к врагам.
Во-вторых, мы должны понять, что зло, творимое ближним нашим — врагом, причина наших страданий, никогда не отражают всей сущности этого человека. ... Все мы чем-то напоминаем шизофреников, людей с раздвоенной личностью и характером. Бесконечная гражданская война бушует внутри каждого из нас. Что-то внутри нас заставляет нас сокрушаться вместе с римским поэтом Овидием: «Я сторонник добра, но в своих поступках руководствуюсь злом», или соглашаться с Платоном, говорившим, что человеческий характер — это колесничий, управляющий двумя конями, каждый из которых тянет в свою сторону, или повторять вслед за апостолом Павлом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю».
В-третьих, мы должны искать не поражения или унижения нашего врага, а его дружбы и взаимопонимания. ... Неминуемо приходит час, когда его слабости проявляются и мы получаем возможность вонзить в него копье победы. Но мы не должны этого делать.
Смысл любви не следует путать с сентиментальным излиянием чувств. Любовь гораздо глубже глупой эмоциональной болтовни. Может быть, греческий язык внесет ясность в этот вопрос. Греческий текст Нового Завета использует три слова для обозначения любви. «Эрос» — это эстетическая, романтическая любовь. В диалогах Платона «эрос» — это божественное устремление души. Второе слово: «филия» — взаимная любовь, душевная привязанность, близость друзей. Мы любим тех, кто любит нас и любим потому, что любимы сами. Третье слово: «aгапи» — согласие и созидательная, всепрощающая добросердечность в отношениях между всеми людьми. Льющееся через край бескорыстное чувство, «aгапи» — это Божья любовь в сердце людей. На этом уровне мы любим людей не потому, что нам нравятся они или их поступки, и даже не за то, что в них есть искра Божья; мы любим каждого человека за то, что его любит Господь. На этом уровне мы любим человека, творящего зло, хотя и ненавидим содеянное им.
Теперь мы понимаем, что имел в виду Иисус, говоря: «Любите врагов ваших». Мы должны быть благодарны, что он не сказал: «Относитесь к врагам вашим с симпатией и привязанностью». К некоторым людям просто невозможно испытывать чувство симпатии и привязанности. Как можем мы испытывать симпатию к человеку, не скрывающему своих намерений уничтожить нас и усеять наш путь неисчислимыми трудностями и преградами? Как может нам нравиться человек, угрожающий жизни наших детей и разрушающий наше жилище? Это невозможно. Но Иисус осознал, что «любовь» выше «привязанности» и «симпатии». Приказывая нам любить наших врагов, Иисус не имеет в виду «эрос» или «филию»; он говорит об «агапи» согласии и созидательной, всепрощающей добросердечности в отношениях между всеми людьми.


***
А далее Кинг пытается ответить на вопрос «почему» мы должны любить своих врагов.

Я думаю, что прочтение этой проповеди должно входить в обязательный культурологический минимум любого человека, независимо от вероисповедания.

Комментарии


Спасибо за интересную рецензию. Но спорно, очень спорно и не убедительно звучат аргументы проповеди. Мне мало. Я не могу любить врагов своих. Ладно, простить некоторые поступки, обидевшие до глубины души меня, я еще как-то ( с большим трудом, пересиливая себя) простила. Но любить? Не могу я любить их ни по долгу, никак! И мерзотам, совершающим убийства, другие преступления? Им дарить любовь и прощение? Нет, я не хочу считать таких даже людьми. Пусть это грех гордыни или другой грех, но не вижу я причин пересматривать свое отношение. К сожалению, я не знаток религиозной литературы. Но, думаю, наверняка там найдутся и другие примеры, оправдывающие наказание врагов или непрощение. Наверное слаб человек, чтобы быть настолько великодушным - любить врагов своих. Не Боги, и близко не Боги, чтоб прощать даже. Помните, как раньше говорили в ответ на извинения и раскаяние: "Бог простит". Не людское это дело, скорее всего...
Все, что написано, это только мое мнение, конечно. Вполне возможно, что есть люди, способные простить детоубийц, полюбить педофилов. Но уважения к таким я не испытываю.


А вы посмотрели, каким именно из четырех видов любви призывал любить своих врагов Кинг? Это не «эрос» и не «филия». Это «агапи» - всепрощающая добросердечность в отношениях между всеми людьми. Агапи не имеет конкретного адресата.
Вспомните ситуацию в Америке 60-х. Погромы в Лос-Анджелесе, «Черные пантеры». США реально находились на пороге гражданской войны. Сам Кинг несколько лет провел в тюрьме.
Его проповедь была обращена не только к афроамериканцам, но и ко всему белому населению. Он пытался найти выход из тупика и не случайно день памяти Мартина Лютера Кинга объявлен в США государственным праздником.

А что касается нас, то может быть еще мы не дошли до ситуации, когда потребуется такая проповедь.


Да, я прочла о разделении на виды любви. Ну еще не хватало любить своих врагов любовью категории "эрос"!
По существу: ситуация не назрела, говорите? Да, наверное, глупо будет ненавидеть всех немцев, за то, что они немцы. Но прощать зверства фашистам? Никогда.
Когда писала свой комментарий (который чуть выше), я имела в виду именно случаи в нашей стране. Конкретно - захват школы в Беслане. Моя дочь как раз тогда пошла в первый класс. В другом городе, не в Беслане. Может поэтому я не могу забыть тот ужас, жутко до сих пор. Простить тех уродов, издевавшихся над детьми? А захват больницы в Буденновске? Нелюди и уроды, а не представители людского населения, на которых может распространяться любовь, какая бы она ни была. Сражаться они пришли с больными, беременными, новорожденными? Убивать и издеваться. Вы могли бы простить? А возлюбить? А правозащитник Сергей Ковалев с ними за руку здоровался. Там же, в Буденновске. Плюнула бы в харю, если бы встретила.
Цинично выглядит примиряющая проповедь, как ни крути...


Вы все-таки прочитайте полный текст проповеди. Я дал только небольшой дайджест.
Кинг, на мой взгляд, говорит о том, что никогда не бывает абсолютно черного или абсолютно белого. В любом человеке можно найти светлую сторону и наоборот.
И он не призывает прощать зверства. Вы представьте, как воспринимали его слова знакомые и родственники тех, кого линчевал «Ку-клукс-клан»?
Это, как бы, линия движения – оставить в стороне обиды и ненависть и попытаться вступить в диалог. Иначе будет еще большая кровь и страдания.
И Кинг оказался прав.


Ой ли? И Штаты простят когда-нибудь теракт 11 сентября? Что же они, лучи добра в сторону врага понесли в люках бомбардировщиков после тех событий? Такие проповеди удобны, когда сам нуждаешься в прощении. Больше нигде.


Кинг, прежде всего, говорил о внутренних разборках американцев.
А что касается 11 сентября, то США будет вынуждено договариваться со своими сегодняшними врагами. Да, они это уже и делают и в Афганистане, и в Ираке.


Да-да. Путем "ковровых" "переговоров"


ZATV, и снова спасибо!


Пожалуйста. :)
Решил продолжить тему.


Как непосредственный свидетель событий 9/11, скажу, что здесь, конечно, надо отделять зерна от плевел. Политика - всегда грязное дело, война - всегда ужасна, хоть в Афганистане, хоть в Чечне, хоть в Южной Осетии.
А простые люди - здесь, в Штатах - те, которых наблюдала я, не переполнились яростью и не пошли громить мусульманские кварталы, в то время как нашлись, и в немалом количестве, правоверные мусульмане, которые танцевали на своих улицах, празднуя победу ислама над неверной Америкой, той самой, которая дала им кров, учит, лечит и кормит их детей и стариков. Зачем, спрашивается, ехали, если так ненавидите то место, где живете? Но это вопрос, скорее, риторический, и не менее актуальный для Европы, и России, в частности.
По поводу "прощения" у Кинга - мне видится, все же, что он имел ввиду "прощение" как призыв к конструктивному сотрудничеству, примирению во имя будущего. По-другому просто не выжить. И он таки оказался прав, как мы видим.


Вы абсолютно правы. Кинг, как и Христос, говорил прежде всего о стратегии.
Но ценность его проповеди заключается еще и в том, что в ней есть и тактика - способы достижения поставленной цели.