Больше рецензий

28 сентября 2021 г. 17:28

322

3.5 Железная леди против магических тайн

«Случай из практики» - своего рода первопроходец в мире магического детектива. Уж, по крайней мере, в ромфанте эта книга является ключевой. Вы наверняка слышали о цикле Киры Измайловой, потому что упоминается он довольно часто и исключительно в положительном ключе. Пожалуй, по популярности произведение стоит в одном ряду с громыковской «Профессия: ведьма» или уверенно к нему приближается.

o-r.jpg

Все отзывы и комментарии, которые мне доводилось видеть, варьировались от приятных до восторженных. А я очень падкая на массовые вердикты. Настолько, что даже приобрела себе дилогию в бумажном виде, чего со мной не случалось добрую пятилетку. И вот, шурша ароматными страничками и ожидая крутой истории, я приступила к уютному чтению.

Здравствуй, Арастен, встречай Джейну Блейд! Нет, фанфар не надо, достаточно отдельных покоев, трёх мускулистых прислужников и бокал "Просеко".  Как, у вас в мире нет "Просеко"? Тогда несите бутылку орты! Караоке-микрофон у меня с собой!

КРИКНУ!

А в ответ тишина.

СНОВА

Я останусь одна.

Сильная женщина плачет у окна.

Так вот. Перед нами идеальный представитель истории про сильную, самодостаточную женщину. Флоссия Нарен - умная, не слишком привлекательная и жилистая дама средних лет. Впрочем, живёт она на свете так давно, что годы назвать средними можно с большой натяжкой. Всё-таки маги живут очень долго.

«- Женщине столько лет, на сколько она выглядит.
- Вас обманули, Лауринь, - хмыкнула я. - Женщине всегда восемнадцать. По крайней мере, до тех пор, пока восемнадцать не исполнится ее дочери.»

Фло носит гордое звание судебного мага. Фактически звание описывает детектива с волшебными способностями. Госпожа Нарен нетипичная для ромфанта главная героиня. Именно то, что нужно читателям, которым "надоели девственницы-сиротки". На этом её достоинства почти заканчиваются.

Сказать, что обаяние Флоссии Нарен отсутствует напрочь - покривить душой, потому что всё же проработан персонаж на славу. Большая часть романа, заключённая во второстепенных ветках, нужна не для сюжетной линии, а именно для поддержания образа главной героини. Мол, посмотрите, какая крутая. И она действительно неплоха - брендирована (носит красный платок и курит трубку), цинична (трупы и казни - дело житейское) и внимательна (в конце концов, знаменитый в своём мире детектив). Но вот есть один нюанс: в характере персонажа отсутствует какая-то базисная, значимая философия, личностная составляющая или цель. Флоссия довольно азартна, легко соглашается на авантюры, но при этом эмоционально почти ни во что не вовлекается, будь то политические игры, хитрые головоломки или роман с молодым лейтенантом. Оттого повествование от самого начала до конца выходит ровное, плавное, без кульминаций или драматизма.

Неплохой рассказчик Кира Измайлова просто и последовательно рассказывает вам о событиях и их результатах. Начинала, продолжала и заканчивала я читать роман с одним и тем же лицом, лишь изредка ухмыляясь уголком губ изящному юмору. Не то что бы мне совсем не понравилась главная героиня, но для книги, в которой весь текст должен держаться на харизме центрального персонажа, этой самой харизмы, на мой вкус, не хватило.

Поэтому роман «Случай из практики» я бы причислила к категории "супер-лайт-чтение". Никакой глубины в истории я не нашла, как не нашла яркой философии, чёткой идеи или проникновенных диалогов. Приключения добротные, но я откровенно ждала, что в её основе будет некоторый посыл, внутренний лозунг или эпическая основная ветка. На деле же «Случай из практики» - повествовательная линейка приключений с крепким слогом и наличием структуры. То есть "детективчик на вечерок" (в моём случае - на 10 вечерков, т.к. читаю медленно). Если бы я изначально ничего не знала о книге, её репутации и популярности, то мне бы понравился этот нетривиальный романчик в средневековом сеттинге и интересно обыгранных штампах. Но ждала я шедевра российского ромфанта, поэтому здорово удивилась, когда за обложкой нашла неплохую, стройную, но ооооочень лёгкую историю про приключения женщины-мага.

Пару слов о сюжете. На самом деле в тексте кроется не один случай из практики, а несколько происшествий, в той или иной мере связанных между собой. Связь эта тоже не то что бы фееричная и гениальная, скорее, выстроенная по принципу "мир тесен". Так что особых восторгов сюжетные повороты не вызывают, а конец так и вовсе порядком утомляет. Когда явился главный злодей и манипулятор, единственный вопрос, который у меня остался, звучал так: "А кто это вообще?" Я даже полезла искать упоминания о нём в тексте (за огромным числом побочных веток второстепенных героев этот персонаж здорово потерялся). К слову, упоминание я так и не нашла и в конце концов просто забила. Конечно, можно сказать, что причина разочарования - моя невнимательность, но всё же я высокомерно причислю это к косякам автора. Потому что явление основного антагониста в хорошем детективе должно вызывать удивление, трепет, задумчивость или возмущение, но никак не недоумение. Даже у невъедливого читателя. Поэтому главный детектив не удался, но это не значит, что не удалась вся книга.

Мелкие побочные расследования, поездки и путешествия вышли любопытными и... мням, здесь должно быть слово "захватывающими", но я всё же скажу менее экспрессивно: "занимательными". В расследования тесно вплетается местная магия. К слову, несмотря на сумбурность её принципов, механика волшбы прописана неплохо, что добавляет книге весомый плюс и делает её интересным пособием для построения колдовских взаимодействий с миром.

Помимо технической стороны магии, в «Случае из практики» много политики, географии и истории мира. Огромные изучения фамильных секретов, замковых тайн, формирования государственных органов, углубления в мировое прошлое и местную мифологию. Сделано это несколько схематично, широкими мазками, но последовательно и умно. Мне лично в описаниях мира, за основу которого взят рядовой европейский средневековый городишко (без уникальных находок), не хватило детальности и роскошного окружения. Поэтому атмосфера книги заслуживает твёрдую 4 за убедительность. Такое прям классические средневековье с небольшой долей быта.

Это, в общем, всё, что мне хотелось сказать про сюжет и мир. Резюмируя: неплохо для очередного фэнтези, но точно не шедевр. И если бы речь шла о случайной книге с литнета, то это была бы похвала, но, поскольку речь о знаменитом «Случае из практики», то это, определённо, критика. Виной которой, безусловно, мои завышенные ожидания. Читать продолжение не буду, потому что даже два тома меня заметно утомили эмоциональным однообразием, и немалую часть книги я откровенно скучала, не вовлекаясь в сюжет, как и сама главная героиня.

Впрочем, среди плюсов я ещё обязана отметить восхитительных и ярких второстепенных героев. Те, кого Флоссия Нарен встречает на своём пути к финалу, имеют отличную биографию, впечатляющую личность и как раз ту самую философию и внутренний стержень. Вот это действительно редко встречается в книгах (любого жанра). «Случай из практики», определённо, может этим похвастаться и даже выступить в качестве обучающего пособия.

«Эвину Лиссель мне уже на второй день знакомства отчаянно хотелось придушить, могу представить, каково приходилось детям! За просыпанную соль она могла отчитывать служанку битый час, сохраняя при этом на лице выражение ласковой укоризны.»

Отмечу ещё, что техника Киры Измайловой - техника отличницы с первой парты. Потрясающий словарный запас, отличные обороты и забавные, изящные метафоры. Тонкий юмор, приличные размышлизмы и новый вид отношений, где доминант - она, а он - "юноша бледный со взором горящим".

«Все уже насмотрелись, как я с ним обращаюсь, и думают, очевидно, что Лауринь для меня все равно что приблудная собачка-пустолайка - один звон, а толку никакого, одна обуза.»

В итоге получилась довольно живая-жевательная история в достойном исполнении. Здесь нет нарочитых красивостей языка и упоения рассуждениями автора - весь профессионализм заключён в ёмком, но ненавязчивом повествовании. Здесь не найти высоких лозунгов или приятного задумчивого послевкусия. Детективный сюжет тоже не может похвастаться умопомрачительными хитросплетениями. Однако «Случай из практики» Киры Измайловой - это идеальная книга для паузы между чувственными, драматичными романами или сложными эпопеями. В этом качестве зайдёт даже снобам и филологам. Автор просто рассказывает забавную историю про сильную женщину. Легко, бойко, мило и иронично.

«- Вы дурак, лейтенант, - сказала я устало. - Я вам об этом уже говорила?
- Госпо... госпожа Нарен... - Лауринь попытался схватить меня за руку, но этому ему не удалось. - Госпожа Нарен, я должен сказать... я хочу вас сказать...
- Скажете потом, - оборвала я его невнятное бормотание. - А сейчас прекратите умирать и ложитесь на землю лицом вниз.»

Кому читать: однозначно, любительницам ироничных детективов! А также желающим отдохнуть от драм за лёгкой историей, ярым феминисткам и ценителям тонкого, невымученного юмора в магическом антураже.