Больше рецензий

3 февраля 2013 г. 21:21

19

2

Прочитав "По эту сторону рая", я лишь подумала о том, что форма не соответствует содержанию. Обрывочность главок не вяжется с красотой языка, какая-то похмельная дерганность мысли не сочетается с общим замыслом, который, кстати сказать, весьма нелегко уловить за нестройным хором идей, идеек и пустых слов. Печально, что такая книга была воспринята как "манифест времени". Я хочу сказать, что роман прекрасно воссоздает эпоху потерянного поколения, но это произведение не бриллиант и даже не алмаз.При этом каждая фраза свидетельствует в пользу писателя: я не устаю восхищаться тем, как Фицджеральд владеет языком! Я бы не советовала начинать знакомство с этим американцем с романа "По эту сторону рая", потому что можно разочароваться формой, противоречивостью внутреннего и внешнего психологизма, зеркальностью характеров. Зеркальностью не в том смысле, что герои похожи друг на друга, а в том лишь, что они кажутся отражением своей же собственной сущности: я бы ни за что не догадалась о тонкой душевной организации Эмори, не прочитай я отзывов критиков. Эгоист пишет стихи, получает отличное, по его словам, образование (и сразу вопрос: а в чем оно состояло?), мучается (но тут мы видим только внешнее проявление: автор скрывает от читателя все терзания и мысли, вплоть до последних страниц), влюбляется (и тут хочется добавить едкую частичку "ли") - одним словом, познает жизнь. Но читатель это все наблюдает снаружи, так сказать, а не изнутри.
Да-да, я понимаю, что Фицджеральд пишет о потерянном поколении, так что замысел диктует периодически те или иные недомолвки и противоречия. Но если я понимаю про влияние одного на другое, значит, не так уж чисто Фрэнсис (да простит он мне мое панибратство) воплотил свои идеи.