Больше рецензий

21 сентября 2021 г. 09:24

371

4 "Жизнь Арсеньева" вдохновляет

В произведении И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева" развита тема зарождения и созревания творческой личности. О том, какими путями Арсеньев шел к своей состоявшейся жизни на высоком холме с видом на французскую Ривьеру. Форма этого лирического романа напоминает мемуары. Можно подумать, что эти воспоминания написаны самим господином Буниным. Таким образом, даже не зная жизни автора этого произведения, можно догадаться, что в романе встречаются сюжеты, описывающие реальные персонажи, действия, чувства.

Автор начинает повествование из глубинных детских воспоминаний Арсеньева, который осознает, что это скорее впечатления и ощущения, а не объективное описание событий: "Глубина неба, даль полей говорили мне о чем-то ином, как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чем-то мне не достающем, трогали непонятной любовью и нежностью неизвестно к кому и чему…".

Любое воспоминание – не конкретно, это не фактическое событие, а поэтический случай, имеющий определенную эмоциональную окраску: первая поездка в город, смерть Сеньки и Нади, дружба с Баскаковым, книги, гимназия и сверстники, охота с отцом и пр. Событие накладывается на событие, расширяется кругозор героя и мир чувственных переживаний.

Вся драма романа в том, что несчастие первых своих взрослых отношений герой создавал сам. С детских лет холил он в душе сентиментальные чувства. Окружающая среда в родном доме (горячо набожная печальная мать, широкой души праздный дворянин - отец, немного сумасшедший наставник) подпитывала детскую впечатлительность Арсеньева, "…унаследованную…не только от отца, от матери, но и от дедов, прадедов, тех весьма и весьма своеобразных людей, из которых когда-то состояло русское просвещенное общество…". Старо мещанская обстановка прививала мальчику зависимость от ярких переживаний, потребность раскладывать чувства на составляющие. И в каждых последующих отношениях с прекрасным женским полом все четче и четче прослеживается отношение к ним героя, все ярче прорисовывается характер его влюбленностей, как источника для его чувственных образов.

Почитание женщин на грани с неприличием щекочут как платонические, так и плотские чувства. Арсеньев – творец, и, как у многих творческих личностей, у него не хватает трезвости ума, чтобы вовремя остановить нарастающий шквал событий. Он кидается в эту бурю страстей, он готов на все, принося в жертву внутренний покой и честь женщины, а в заключительном эпизоде и жизнь ее. Жизнь той, которую тоже так странно любил.

На протяжении всего повествования автор позволяет Арсеньеву сокрушаться по поводу произошедшего и вновь происходящего. Бунин описывает практически адские мучения этой чуткой творческой натуры, но красной нитью все любовные события пропитаны восторгом: влюбился – да! Нарушил священные узы – да! Приступ ревности – да! Измена – да! Расстались – да! Герой не всегда считал нужным скрывать свое сладострастие, чем приносил своим близким и любимым еще большие страдания.

Повествование ведется от лица Арсеньева, успешного человека, становление которого, как творца, происходило через выстраданные искренние переживания самовлюбленного юноши. Лелея на протяжении всей своей юности чувства, необходимые для успешного творчества, Арсеньев питал их малоопытными несчастными женскими душами.

Почему автор заключил всю жизнь Арсеньева (как следует из названия) в этот короткий временной промежуток юности героя? На момент окончания повествования молодому человеку только 20 лет. Видимо, все остальные жизненные события были подобны, а повторы уже не столь возбуждающи и ярки, как первые встречи, первые слова, первые измены. Алексей Арсеньев объясняет своей возлюбленной, а заодно и нам, природу своих желаний: "…новизна, которая всегда празднична, повышает чувство жизни, а ведь мы все только этого и хотим, ищем во всяком сильном чувстве". Тенденция героя к поиску новых ощущений в полной мере нашла отражение в романе.

Бывает, что, не соглашаясь с героем, мы продолжаем сопереживать вместе с ним. То слеза навернется, читая нежные любовные строки о расставании, то радость перебьет дыхание, когда узнаешь о публикации стихов героя в журнале.

Хотя на протяжении повествования автор очень тонко раскрывал черты главного героя, вводил множество второстепенных героев, оттеняющих личность Арсеньева, задающих вектор его эмоционального движения, и, казалось, вот-вот герой осознает, что несется в пропасть личного несчастия. Но в итоге, оказалось, что творческий успех от "писания"– вот настоящее его счастье.

Что ж, "Каждому – свое!" – повторим слова Цицерона. А А.И.Бунин, несмотря на финал, с которым я в корне не согласна, очаровал меня стилем произведения, созданными образами бытовой России XIX века, отражением типичных для русского народа характеров и общих настроений времени. Все, что я знала про него со школы, - это нежные описания природы и сентиментальной любви. В повествовании же романа "Жизнь Арсеньева" такая прорисовка сцен и персонажей, что в голове при прочтении " …иногда чуть слышно и потому особенно очаровательно доносился далекий бой перепела. Цвела и сладко пахла столетняя липа возле дома, тепла и золотиста была луна. Опять тянуло только теплом, - как всегда перед рассветом, близость которого уже чувствовалась там, на восточном небосклоне, где горизонт уже чуть серебрился". И все это только фон удивительных эмоций юноши, переливающихся, как радуга после грозы. Привычные для Бунина сложные длинные предложения, звучат, как складная песня на одном дыхании.

На мой взгляд, в школьном возрасте Бунина вообще читать противопоказано. После тридцати многое более понятно, многое находит в душе отклик. Но я ждала более подробного рассказа о творчестве писателя Арсеньева, а когда дело подошло к концу, я осознала, что как раз переживания героя, их самоанализ – это и была самая серьезная работа творца. Это еще раз подтверждает, что творец есть в каждом человеке, только кто-то об ЭТОМ пишет стихи, картины, музыку, а кто-то считает ЭТО самоедством, и нещадно гробит внутренние монологи.

Источник