Больше рецензий

1 февраля 2013 г. 16:28

Лучшее на Лайвлибе

5K

5

Всё-таки, одно дело - читать и перечитывать книгу в нежном возрасте 13-17 лет, и совсем другое - вернуться к ней в 32, когда и жизненный опыт за плечами, и дети есть, и родителей уже нет. Вдруг видишь произведение совершенно иначе, больше, полнее; и если бы сейчас я не читала тот же самый экземпляр, что и в детстве, то была бы уверена, что раньше мне попадалась сокращенная версия.
Больше войны, больше горя, больше жизнелюбия, больше человеческой мудрости, больше истории. Слёзы проливала почти над каждой страницей. Да, любовь в книге тоже есть, что грело мне душу, пусть и несчастливая, но читая "Унесённые ветром" в пятый раз, я наконец-то поняла слова Маргарет Митчелл, что книга совсем не об этом.

Кто сказал, что это любовный роман?
Ах, в начале описываются кокетливые девушки в кринолинах и беспечные молодые джентльмены, занятые мыслями об охоте, весёлых дружеских попойках и ухаживаниями за юными леди? Не стоит обманываться: это для контраста. Приучить к ласкам, чтобы больнее было от хлыста. Безмятежности больше не будет. Потому что завтра была война.

Я почти ничего не запомнила о войне Севера и Юга из школьных уроков истории. Настолько, что даже путала её с войной за независимость. Но благодаря этой книге, я могу назвать не только основные даты, но и как, где, кем и сколько велись бои, названия мест сражений, какие последствия принесла эта война, что такое на самом деле Реконструкция Юга и многое другое. Книга не заставляет зубрить, она заставляет пережить всё это бок о бок с теми самыми красивыми мальчиками и девочками, с их матерями и отцами, которым больше не стать прежними.

Книга удивительно современна. Точнее, она на все времена.
Разве не наши деды пережили войну? Эта грязь, кровь, смерть, тупая боль, вдовы, сироты, разруха.
Разве не наши родители пережили смену эпохи? Когда ленивое, размеренное, уверенное в завтрашнем дне время, названное в современных учебниках застоем, сменилось "лихими девяностыми". Когда много людей оказались неспособными жить в новом мире по новым правилам.
Разве мы сейчас не переживаем период, когда клан власти пытается навязать нам мнение, суды и СМИ становятся карманными, быдло получает неограниченные полномочия, издаются чудовищные законы, рядовой человек становится бесправным, а выборы теряют смысл?
А теперь представьте, что и война, и смена эпохи, и "реконструкция" не разбились на 3-4 поколения, а произошли одновременно, в течение 3-5 лет. Многим ли дано выжить и остаться пусть не прежним, но хотя бы человеком?

А еще книга устами Батлера доносит простую и точную мысль: в сущности война - это драка за деньги. "Состояния делаются на создании империй и на их крушении. На последнем деньги зарабатываются намного быстрее"

И первоначально ку-клукс-клан - не сборище убийц, а порой единственная защита от беспредела юридического, психологического и физического насилия.

А вот над второй книгой я не плакала, потому что боль и эмоции ушли, потому что когда их очень много, то кожа, душа черствеют, сама способность чувствовать почти исчезает. Так чувствует себя героиня книги, и то же чувствовала и я, читатель.
- Плачь, дорогая, плачь. Самое страшное, когда женщина уже не способна плакать.
Хорошо быть одиноким. Можно быть гордым, сохранять честь и достоинство, жить в нищете и умереть с голоду; да даже благородно застрелиться. Но имеешь ли ты на это право, когда на твоих плечах семья из 10 человек? Как обеспечить им жизнь, если все достойные способы исчерпаны, когда кусок хлеба, тяжко заработанный своими руками, умом, здоровьем, в любую минуту может быть отобран властьимущими? Универсальным решением видится единственное:
На свете есть только одно надёжное средство против любой беды, которую может обрушить на человека судьба, это - деньги. "Нужны деньги, - лихорадочно думала Скарлетт, - много, много денег, чтобы уберечься от беды".
А для достижения этой цели все средства хороши - основная тема второго тома - или на что способна женщина, чтобы добиться того, чтобы ни она ни её близкие больше не голодали, и какой она может из-за этого стать. Жёстко и по-деловому. Без сантиментов. Сказке здесь не место.

Скарлетт


Скарлетт. Да, персонаж неоднозначный. От очаровательной стервочки до "отменной мерзавки".
При первом прочтении она мне понравилась только к середине книги, зато после этого я всегда была на её стороне, не понимая, до каких глубин гадкости она опустилась под конец романа.
Сейчас же я снисходильно наблюдала за её мыслями и поступками с самого начала. Это кокетство, это желание завоевать как можно больше поклонников - так забавно, так по-детски! Я очень разделяла её революционные для своего времени рассуждения о том, почему это женщина после замужества (не говоря уже о вдовстве) должна себя фактически хоронить для развлечений. Разве не естественно хотеть танцевать замужней женщине в 16 лет? Как говорил Ретт (неточная фраза) "наше общество запрещает нам тысячи совершенно безвредных вещей и заставляет делать сотни ненужных".
Я сочувствовала ей и находила оправдание, когда она окрутила Френка, жениха своей сестры, когда строила свой бизнес иногда не честными путями, когда она заводила дружбу с янки, в общем, делала вещи, которые приводили в ужас людей её круга. Мне понятна её трасформация на данном этапе: на твоих плечах большая семья, их надо обеспечить, а для достижения этой цели на что только не пойдёшь. Да, благородные жители Атланты пошли по пути "элегантной бедности" (с). Но Скарлетт не тот человек, который будет спокоен, если её близкие голодают из-за соблюдения приличий.
Но начиная со времени её появления в Атланте в качестве миссис Батлер, мне уже сложно было ставить себя на её место. Я стала смотреть на неё глазами Ретта: она отвратительна, она груба, глупа, бестактна. Она бесчувственна, а другим делает больно. Я страдаю из-за её поведения, но разлюбить я её уже не могу. И плАчу за той девочкой, с какой когда-то познакомилась.
Так сложились обстоятельства в её судьбе. Такой у неё характер. В какой-то момент изменения стали необратимыми. Если бы Ретт взял её в жены раньше, хотя бы сразу после смерти Чарльза, Скарлетт была бы иной, она ведь на самом деле не злая. И именно Ретт взрастил в ней многие отрицательные убеждения. Он сам произнес, "я говорил вам слишком много глупостей и теперь вижу, что это дало".
О чем у меня не складывается целостная картина, так это об уме Скарлетт. Противоречивы и авторские характеристики, и выводы, вытекающие из её поведения. Она умная. У неё отсутствует способность к анализу и самоанализу. У неё смекалка и деловая хватка. Но она не разбирается в людях совершенно. Скорее всего, ближе к её описанию будет сказанная кем-то из персонажей фраза: "Вы умны именно по-мужски, но совершенно не проницательны как женщина". Её неспособность к проницательности видна и в отношении к спекулянтам и их женам. Ретт их видит насквозь и в сердце не пускает, Скарлетт же принимает их за веселых, нескучных людей и искренне с ними развлекается. Тянется к блеску, но не видит истинного золота.

И да, Скарлетт - не Бекки Шарп из Теккереевой "Ярмарки тщеславия"! Главные отличия, если коротко, в том, что у Скарлетт были святые вещи (любимые люди и Тара) и она была готова пахать по-чёрному, чтобы добиться стабильного достатка для них. Бекки же была бездушной скотиной, стремящейся получить всё просто так (или почти просто так).

Ветка комментариев


Мне не очень нравится Скарлетт, но сравнение с Бекки - это уж чересчур. Скарлетт всё-таки человечнее будет, может, потому, что поглупее:)