Больше рецензий

Romanio

Эксперт

Ищу утраченное

3 сентября 2021 г. 09:31

685

3.5 И век пройдет, И еще век, И тысячи лет.

О смертных участь жалкая! Их счастие
Как тень. Страданье? Как чертеж с доски
Смывает губка, – так сотрутся все дела.
Грустней, чем дар вещуньи, это знание

Я дважды начинала читать эту книгу. И никак у меня с этой работой не клеилось, читалось мне вязко.
Идея интересная.

Гибель цивилизаций, пути культур и то, как они доходят до нас

Она о том, что мне близко, что мне интересно, о былом, о "немотствовании" его, о страшном, о поисках и возвращении к жизни давно утраченного. О силе слова, пробивающегося через толщу тысячелетий и государственных границ, и повторении древних судеб в настоящем. О принадлежности человека огромному космосу культур. О том, что все вечно и все повторяется как отражение в любой эпохе, при любой цивилизации. Любовь, юность, страдания, гибель, забвение.

Неужели и о тебе, и о нас они не вспомнят? О нас исчезнет даже память? Это страшней чем смерть и суд богов, чем быть наложницей и пленницей, чем дар пророчицы… Неужели они о нас не вспомнят?

Что будущее черно и неподвластно, но вдруг мелькнет проблеск того, ради чего стоит жить и во что верить.

но все же сердцу людскому дается забвение, будто земле зима, но и весна всегда вновь приходит

Автор очень красочно передала изматывающую тоску от обреченности быть забытым, навсегда потерять прекрасное, ничего не сохранить от того, что было любимо. Это потоки, нет, хаос отрывков сознания, образов, смыслов, идущие речитативом, с частыми повторами, как в молитвах, стихами, сменой интонаций. Намёки, обрывки, тени, предчувствия... Поэтично, даже лирично, атмосферно, красиво

Сквозь костры и ночи мы идем к свету. Наши свитки горят, наши мысли живут. Где ты, странник?

.

Я бродил и бродил между древними гробницами, положившись уже на волю случая, и вдруг в одном месте увидел ступени.
Куда они вели? Все остальное разрушилось от времени. Я остановился около них. Ступени возникали из песка. Шершавый, горячий, он заметал их, молчащий, разрушающий даже камень.
Они были мертвы, но ведь когда-то по ним ходили. Мне вдруг во что бы то ни стало захотелось услышать стук, ритм этих шагов. Легкий ветер от одежд женщин, уверенную поступь воинов.
Тысячи жизней возникали и исчезали, что от них осталось? Но их помнят камни.

Но вот что касается самого развития сюжетной линии, особенно в современности, то тут, на мой взгляд, роман проседал. Та же отрывочность и сумбур, уместный в том, что происходит в сознании, оказался плох для описания жизненных обстоятельств персонажей в действительности. Внезапная смена эпох и героев, когда уловить момент перехода в другое измерение получается уже постфактум. В диалогах и разговорах отсутствие указания на личность говорящего. Часто некоторые события и детали, которые имеют значение для сюжета преподносились задним числом, походя, словно Автор забыла указать их вовремя, но исправлять уже написанный отрывок не стала, а внесла в новый. Даже персонажи некоторые появлялись из пустоты и в пустоту уходили. Линия в Градонеже со "злыми камнями" и прочим "Китежем" вышла очень неубедительной. Да и фокус периодически смещался с загадочного камня на "слово, которое есть судьба". В выводах, сделанных героями, не получается прощупать логику, ведущую к ним. Связанность и полнота изложения хромает. Например, один из героев получает некий артефакт, вокруг которого вертится карусель событий, но каким образом и где он его взял - не понятно, просто достал. И если его было так легко раздобыть, то почему те силы, для которых он представлял интерес не взяли его там самостоятельно? Почему серия загадочных смертей в Градонеже не вызывает никакого интереса у правоохранительных органов, хотя свидетельств того, что там орудует некая преступная группа, хватает? Почему главные герои, общаясь, делятся информацией о "злодее", но все равно каждый попадает на него, словно ничего не подозревая? Совершенно непонятно каким образом работа отнесена к детективам, да, убийства есть, но никаких расследований их нет, все загадки разрешаются сами собой.
На мой взгляд, не самый удачный прием, когда для ознакомления читателей с какой-то исторической справкой Автор использует письмо одного археолога (историка) другому, где во всех подробностях "кто, где, когда, чего открыл, чем знаменит и какие предположения по этому поводу имеются", совершенно в стиле документальных исторических работ. Такое ощущение, что художественных средств ввести эти сведения в произведение просто не нашлось.
Автор - эрудированный человек, но все интересные данные она составляет в романе как-то нестройно, словно кубики разных размеров из разных наборов.
В итоге от работы очень смешанное впечатление осталось - автор делится чувствами, которые мне созвучны, но вставлены они, как драгоценные камни, в оправу, которая не может сделать всё изделие произведением искусства.

А сфинкс улыбается, проходят века, а люди ищут одно и то же, одну великую тайну. В бесконечной разности жизни…