Больше рецензий
20 января 2013 г. 22:17
1K
3
РецензияГрац, 16 мая 1906 года. Рихард Штраус дирижирует своей новой оперой “Саломея”. Австрия в самой пучине ар-нуво, и в зале сплошь цвет европейской культуры: композиторы Джакомо Пуччини, Густав Малер, Александр фон Цемлинский, никому ещё не известные Арнольд Шёнберг и Альбан Берг. Среди прочих – вдова Иоганна Штрауса-сына, 17-летний Адольф Гитлер и, согласно Томасу Манну, герой его романа “Доктор Фаустус” Адриан Леверкюн. Занавес поднялся, и в следующие 100 минут потрясённые зрители услышали музыку, впервые освобождённую от влияния вагнеровской романтики; на сцене царили необычайные гармонии, сюжет был пропитан фрейдистскими мотивами, декорации создавали эротическую декадентскую атмосферу “чистого искусства”. Это представление стало сигнальным залпом для давно готовившейся революции в музыке, начали которую венцы Шёнберг, Веберн и Берг. Романтизм, симфонизм, программность подверглись осмеянию в течение какого-то десятилетия. Однако, как и любая революция, эта стоила больших жертв, и первыми пали простые слушатели, проголосовавшие ногами против атональных мелодий. Так впервые классическая музыка порвала с массовым зрителем, превратившись в форму элитарного искусства. “Дальше – шум” Алекса Росса рассказывает в подробностях о героях музыкальной революции, её манифестах, победах и экспериментах, словом, об истории классической музыки прошедших ста лет.
Текст существует как бы “в трёх измерениях”. В книге Джона Дербишира “Простая одержимость. Бернхард Риман и величайшая нерешенная проблема в математике” математические главы перемежаются с историко-биографическими, отвечая запросам любого читателя. То же можно сказать и о книге Росса, вот только музыкальные термины и критический анализ произведений соседствуют с фактическими материалами прямо на каждой странице. Поэтому непосвящённому в музыкальный лексикон читателю будет непросто. Жму руку тому, кто способен объяснить мне смысл такого, например, пассажа:
“Так и гармония движется по тритону и успокаивается на резонирующем доминантсептаккорде, который в классической гармонии разрешился бы в ми-бемоль мажор”.
Биологов прошу не беспокоится: это не тот тритон. Впрочем, есть обороты и посильнее:
“…Призрачные фигуры поднимаются и падают вокруг нескончаемо гудящего си-бемоль – структура сама по себе была новым типом музыкального нарратива, образцом протоминималистского репетитивизма”.
- Ах, это вы репетируете? – Репети…петируем.
Зато для тех, кто при слове кварта думает не о пиве, открывается возможность почувствовать сладкую музыкальность авторского языка (в прекрасном переводе):
“…Стремительная ажитация фигур, сливающихся в трели, целотонный гипнотизм, деревянные духовые, визжащие в самом высоком регистре, мотив из двух нот, капающих как кровь на мрамор, плюющий, рычащий квинтет трубы и тромбонов”.
Такими потрясающими фразами книга переполнена, и каждое слово хочется перекатывать на языке, словно сладкий леденец, даже если ни черта не понятно.
К чести Алекса Росса “Дальше – шум ” не превращается в претенциозный пересказ собственных статей о музыке. И хотя с обложки на нас смотрит человек, кажется, способный писать книги только о фитнесе, в реальности автор весьма эрудирован, проницателен и занимателен. Как уже было сказано выше, главная его задача: выяснить, почему классическая музыка сейчас занимает совсем небольшое место в жизни современного человека. Говоря коротко: авангард занял место мейнстрима. В начале прошлого века необычно звучали целотонные композиции Дебюсси, перед Первой мировой войной Новая Венская школа (Шёнберг и ученики) обратились к атональным созвучиям, затем Стравинский, Барток, Яначек привнесли в музыку фольклор, им наследовали “век джаза” и сумасшедшие берлинские композиторы Хиндемит, Вайль и Эйслер, а после 1945 года настало время минималистов, вроде Лигети (“моя музыка – нож в сердце Сталину”), Булёза, Кейджа, Штокхаузена и многочисленных американцев. Каждое следующее поколение вынуждено было опровергать предшественников, дабы сказать что-то новое. На этом фоне творчество традиционалистов, реальных (Сибелиус) и мнимых (Шостакович, Прокофьев, Копланд, Бриттен), подвергалось атаке критиков и собратьев по ремеслу. Писать простую гармоничную музыку в наши дни – уже достаточно смелый поступок. Сложилась ситуация, когда слушатель оказался совершенно оторван от всё более усложнявшейся музыки, обратившись в 1960-ых к новым популярным жанрам.
Для читателей-гурманов Росс приберёг парадоксальные выводы (например, о связи творчества некоторых авторов с их гомосексуализмом), сочные портреты композиторов (невротический Шостакович, истеричный Булёз, просветлённый Мессиан), роскошные исторические декорации (отношения Штрауса и Гитлера, сталинское царство, предвоенная Вена).
К сожалению, вместе с ходом времени в книге исчезают последние крючочки, связывающие “обычного” читателя с текстом: знакомые фамилии, композиции, культурный контекст. Всё ждёшь, когда же автор сжалится и расскажет о рок-музыке или электронике. Увы, как сказал Андрей Аршавин после бесславного выступления сборной России на Евро-2012, “ваши ожидания – это только ваши проблемы”.
Комментарии
Большое спасибо за рецензию! Давно интересуюсь этой книгой. Как-то листала ее в магазине, очень удивилась, что о музыке ХХ века не то что роком, даже джазом не пахнет.
Я и сам на этом попался - Элвиса и компании-то нет.
Пришлось узнавать новое)
Странно, что нет: один авторитетный источник утверждает, что до Элвиса ничего не было ;) А мне было бы интересно про джаз, но второй половины века почитать, а то про джаз книг много, но там обычно би-боп.
Сочувствую. Поклонники электроники и музыки последних 30 лет тоже страдают :(
На русском даже про классический-то рок литературы мало, да и та не аналитическая, а кондово биографическая. Про джаз мне вот тоже ничего на глаза не попадалось.
Знакомо - скачала не так давно две книги о Pink Floyd, и помимо того, что написано в вики (хотя какой там, в вики и того больше) и что и так прекрасно знают поклонники, в лучшем случае расскажут про аппаратуру, и это, на мой взгляд, будет полезно только специалистам. Причем, одной из книг был "Путеводитель по альбомам". Я-то, наивная, ожидала рассказ о концепции и тд.
Помню, видел её в магазине. Пролистал - не впечатлило.
А о Pink можно ж столько рассказать! Про период с Барретом уже целая книга должна быть. Требую пятитомник с приложенными дисками всех альбомов на офсетной бумаге и с гигантскими иллюстрациями! Чтобы настоящий momentary lapse of reason случился.
Вы еще винил потребуйте, ага :)
Их есть у меня.
А на чем крутите?
На старом совдеповском проигрывателе Вега. А пласты от некоего издательства Евангелической Лютеранской церкви.
Ага, и засовывать это все в Why Pink Floyd Immersion, чтобы у фанатов не подходя к витрине началась асфиксия с помощью земноводного.
А книга о Фрэнке Синатре (та, что есть на русском) даже не ридере занимает страниц 200. Что-то мне кажется, что такая личность заслуживает биографии побольше.
Так вам понравилась книга? Тогда не понятно, почему вы поставили ей "посредственно"? По поводу цитат с музыкальными терминами, мне кажется, вы драматизируете их (терминов) заумность. Все это альфа и омега элементарной музыкальной грамотности, их, как таблицу умножения в обычной школе, ученики школы музыкальной учат по предмету сольфеджио в классе, дай бог памяти, четвертом-пятом - это я о доминантсептаккорде (заметьте, я не копировала написание термина у вас, а просто помню, как он пишется, более того, названий аккордов не так уж много, их легко запомнить); ну а кварта входит в музыкальную грамоту под названием простой музыкальный интервал 'прима-секунда-терция-кватра-квинта-секста-септима-октава', если не знать такой элементарной вещи, то вообще в музыке нечего делать. Но это я придираюсь (не даром же от..училась в музыкалке 8 лет), а вообще-то ваша рецензия очень и очень хороша. Спасибо за внимание. Смайлики.
А я всё объяснил во втором абзаце. Для одной категории читателей там есть только история и биографии, более продвинутые насладятся критическими обзорами произведений (но для этого надо знать термины), ну а уж самые гурманистые ещё и поймают кайф от музыкальности языка. Это и есть три измерения текста.
Я из первой категории.
Да ладно вам. Кстати, автор почему-то забыл упомянуть Шнитке, который еще к тому же написал фортепианное 'Посвящение Стравинскому, Шостаковичу, Прокофьеву'.
Если кто хочет мигрировать из первой во вторую категорию, вот интересный сайт в помощь.
http://intoclassics.net/
Там есть про Шнитке. Точно помню, потому что ДД его не очень любил.
Я пока на уровне вот этого сайта.
Так весьма достойный сайт. Я же говорю, вы прибедняетесь.
Ну не знаю. Во всяком случае цитаты из рецензии для меня по-прежнему непонятны. И таких много. И читателей, как я, тоже много.
Нотной грамоте никогда не поздно научиться, было бы желание:)
Ага, я в 22 года только понял, что мечтаю стать пианистом. Когда услышал 16 сонату Моцарта, прямо как Фил Коннорс в "Дне сурка". Но поздно :(
Хе, я как-то лет в тринадцать пыталась самостоятельно научится играть на клавишах. Ни черта не вышло, конечно, умею только Et si tu n’existais pas правой рукой))
Хотя бы какая-то основа. Ещё чуть-чуть - и "К Элизе" получится :)
А мне как-то с культурной средой не подфартило. Как сказал тот же Фил, "я из музыкальной семьи - отец когда-то носил пианино".
Я хочу взглянуть в глаза человеку, который способен воспроизвести в голове музыкальный аналог по фразе типа
Я вот не могу. И уж Равеля я бы точно заподозрил в этом описании в последнюю очередь.
И тем не менее такую музыку пишут. Причем не один-два композитора.
Это про Терри Райли что ли?)
Не помню. Кажется, про кого-то из веймарских немцев.
Вот нашёл)
Вы, возможно, удивитесь, но это Равель. Фортепианный цикл "Ночной Гаспар" 1908 года
Озвучьте парочку имен плиз.
Васкс, Голихов, Пярт, Тавенер, МакМиллан, Райх, Тен Хольт и т.д.
Вот, к примеру, одно из последних творений МакМиллана, свежак 2012 года, залил в вой блог один современный композитор, звучат явно не авангардно.
http://5-against-4.blogspot.ru/2012/02/james-macmillan-domine-non-sedundum.html
Спасибо за ссылку, послушаю.
Про Райха и Пярта есть у Росса.
Если вы читаете по-английски, на Goodreads есть список лучших нон-фикшн книг по истории музыки.
Увы.
прекраснейшая рецензия!
Благодарю.
Отличная рецензия, окончательно убедившая в необходимости приобретения книги. Нового узнаю, судя по всему, мало, но сам факт существования такой литературы радует.
Кстати, по поводу джаза второй половины ХХ века - рекомендую книгу Ефима Барбана "Черная музыка. Белая свобода". Весьма неплохая вещь про свободный и авангардный джаз.
Спасибо за отклик и рекомендацию. Сам джазом не особо интересуюсь, но, возможно, кто-то мимо проходящий оценит. На нашем сайте здесь.