Больше рецензий

Roni

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 января 2013 г. 21:38

2K

4

У-у-у, Гиппиусиха, змеиная душа, чёртова кукла!
Все жилы из меня вытянула, скорпиониха проклятущая.
Она, певица Хаоса, как будто стоит на границе жизни и смерти, на самом берегу Леты. И её эпитеты - все оттуда.
К примеру:
... бледный паучий свет печальной улицы.
... на сцене, с прорывающимся сквозь музыку шипом, тряслись серые тени, серые мертвецы кинематографа.
Темны дни осенние.
И ленивы: чуть приоткроет день ресницы, - медленно приоткроет, поздно, - поглядит серым, оловянным глазом - и опять уже завел его.

Не люблю такое. Уныние - грешно, а уж высокохудожественное - грешно вдвойне.

Но жребий пал на эту книжку, судьба решила за меня, сама бы не стала читать ни в жисть. Но почитать её возможно стоило бы, хотя я не впиливаю в контекст, и это малость подбешивает, как потрясающая, сногсшибательная сплетня, героев которой ты знаешь мало и плохо.

Дальше жалкие попытки анализа, следовательно, спойлеры. И про философию, хотя философию я понимаю ещё меньше, чем физику.

Короче, как можно читать книжку, где героев зовут так: Стасик, Лизок, Юруля? Но я даже особо не кипятилось по этому поводу. Новогодние каникулы взяли меня в такой крутой оборот, что мне одеваться было лень и было лень вставать из кресел, а не то что бы там негодовать на Юрулю. Один только вопрос вяло прошебуршал в моём мозгу: гомосексуалист ли Стасик?

Дальше закрутилось по нарастающей. Революционеры, тайны, конспирация. Юруля - Клим Самгин на гиппиусовский лад? Прислуга, содержанка, революционерка разочарованная. Развращал ли наш милый Юрок Муру? И героев множество: Гранд-маман, Литта, папаша-подагрик, Михаил, троебратие (старик-птица Савватов, Сергей Сергеевич, племянник-хромец - оказывается, тут аллюзия на вроде бы на Гиппиус-Мережковского-Философова), и вики пишет, что есть ещё и пародии на Блока и Вяч. Иванова, которая проскочила мимо меня.
И я залезла в предисловие, которых обычно не люблю. Но вот тута оно было вполне прилично, респектую В.В. Ученовой. Оказывается, один маститый критик как-то обозвал Гиппиус "чёртовой куклой", а она не будь дурой отвечать не стала - написала роман.

И, наконец, главный герой - Юруля, Юрий Двоекуров. По моему скромному и возможно неверному мнению, философия Юрули - это не в коим разе не философия самой Гиппиус (и тута я спорю с К.Чуковским, кошмар и ужас, право!). Юруля - блестящее исполнение простой идеи: как гибельно и сокрушительно может быть обаяние зла. Юрасик - обаятелен донельзя, красив, ловко умеет устроится. Его философия в двух словах: не люби ближних, а люби себя самого; лучше вред другому, чем себе; не ищи смысл жизни - его нет и он не нужен; будь осознанно счастлив - пожелай счастья сознательно, умно,смиренно себе самому на то время пока жив.
И вроде бы ничё такого уж запредельного, но слова - это труха, а посмотришь на поступки нашего ловкача Юрасика и передергивает от отвращения. В конце концов своим сознательным и логически выверенным эгоизмом он сталкивается со страстью, безумием - и погибает, загнанный самим собой в смертельную ловушку.
Нет, не верю, что Гиппиус = Юруля, мне кажется, что Зинаида Ивановна писала с себя Литту, Юрину улитку, странную, одинокую, слишком умную и глубоко чувствующую девочку.

Ну, вроде бы чуть-чуть разобралась. Хотя, конечно, остались вопросы, в том числе про Стасика любопытственно.

Medulla , kandidat , я вижу вы читали, чего-нибудь кумекаете по поводу этой книжки?

Комментарии


Ронь, а в чем вопросы? Чертова кукла - игрушка в руках чужой воли, в том числе и воли высшей, воли зла, к слову.


В какой-то степени все мы можем стать чертовыми куклами, если волю свою сокрушить, плыть по течению страстей и пороков, любить и лелеять их.


Языковеды вон толкуют это как бранно-ворчливое выражение. Вот мне и кажется, что так трактуют не совсем разумное, безбашенное поведение человека.


Ой, а теперь по слогам)
Не, тут я с тобой согласна. Но мне кажется трагедия, ошибка, насмешка судьбы Двоерукова именно в том, что он сам себя загнал в угол, почти вырвался, почти уехал - и захотел сыграть в благородство, выдать предателя.
Но эту скотину не жалко, жалко Егорушку-Илюшу и Машку, козу бессловесную.

Но вообще я хотела спросить ты всю книжку читала - чего там с рассказами? Я бы почитала, но чую не осилю. Ну и про Стасика тож) Хотя он второстепеннейший персонаж, мелькает на периферии, вряд ли ты его помнишь.
И вообще, чего это ты пять влепила, мне грешным делом кажется, что Гиппиус какой-то недоДостоевский, а ты чего мыслишь?


Вот мне как раз показалась, что она близка к Достоевскому, но в малом масштабе. И пять потому, что я помню, что когда тогда читала, то книга показалась мне очень меткой и пронзительной.
Увы, Стасика действительно не помню.
Вот я и говорю, что все мы бываем в ситуации чертовых кукол. Играет нами кто-то. Иной раз ты вроде и сделал все по-людски, но поздно. Водоворот тебя уже тащит.


Не, вот тут не согласна. Или согласна не полностью. Или надо подумать.
И Юрасик, боюсь, тоже с тобой бы не согласился, как ярый и неистовый индивидуалист.

Чёртова кукла - та, которой чёрт играет. Не знаю, не знаю, не чую в этом романе чертовщины. Но подумаю ещё.


Ронь, чертовщина не в плане мистики. Черная часть нашей души. Грех всегда за одним плечом, тогда как за другим - ангел. Искушение. Это не мистика. Это хождение по лезвию. Индивидуальности, Ронь, это не исключает.


А, теперь поняла. Торможу чего-то как санки по асфальту. Да, я с тобой весьма согласна)


Как хорошо, что удалось пообсуждать)


И не говори)
Мне эту книжку ещё в воскресенье обсуждать, в клубе. Буду пытать нашего филолога насчёт символизма)


Хм, недавно же прочитала, но не могу никак вспомнить, что за Стасик там был.


Точно такая же ситуация. В упор не помню


Глава 6 под многозначительным названием "Разнообразие любвей"


Глава 6 под многозначительным названием "Разнообразие любвей"


Блин, ну я память у тебя)) Теперь из-за названия главы я тоже что-то сомневаюсь насчет Стасика.


Какая такая память - это книжка у меня под боком лежит, вся в загнутых страницах.
Короче, ты поняла, что мы будем первым делом обсуждать)


Никогда не читала Гиппиус, зато слышала много... Надо бы попробовать


Ну а чего, можно.
Хотя я из прозы Серебрянного века люблю, конечно, только Цветаеву - остальное практически не знаю.


Ронь, привет. :)
Тут нужно понимать, что Гиппиус - символистка, в её романах и рассказаз символизм доведен до высшей точки, особенно в дилогии ''Чертова-кукла'' и ''Роман-царевич'', в которых она воплотила свою мечту о преобразовании мира, о наступлении Третьего Царства на земле, которое заключалось в полном единении людей друг с другом и с Богом. И совсем не случайно тут звучало имя Достоевского, потому что для него человек это знание добра и зла, а Гиппиус считала ''чертовой куклой'', человека лишенного Бога, то есть добра. То есть то, что происходило в России, накануне революции, то о чем писал Достоевский в ''Бесах''.
А самой Гиппиус в романе нет, то есть в героях её нет, она наблюдатель :)


Согласна, что самой Гиппиус в романе нет.


А самой Гиппиус в романе нет, то есть в героях её нет, она наблюдатель :)


Ага, значит, совершаю типичную ошибку читателя-дебилоида, который в любом романе ищет автора)

Во, символизм. А я и забыла про это. Да, для меня сложновато, это не про порно-эльфов читать.
А Роман-царевич про каких-то героев из Чёртовой куклы, не?
И ещё, Гиппиус у тебя в любимых авторах, что тебе так нравится в ней, говори)))


:) Это нормальная реакция, когда читатель ищет в произведении автора, особенно когда это касается Золотого века русской литературы, но в Серебряном веке есть такая особенность( особенно это касается символистов), что шли поиски новых форм и в прозе, чаще всего, форма преобладала над содержанием, поэтому и самого автора там не было, а было такое словно наблюдение со стороны. Но это только в прозе, а вот в стихах ''я'' Гиппиус неслось навстречу читателю, открывалось самое сокровенное.
Гиппиус я люблю за ум, за то, что она для меня очень сокровенное и ''моё''. Особенно за её поэзию и публицистику. Когда меня спрашивают: Ахматова или Цветаева? То я отвечаю: Гиппиус )))


А я Цветаева всегда отвечаю)
Спасибо за ответ Юля!


А Роман-царевич про каких-то героев из Чёртовой куклы, не?


"Роман-царевич" - это продолжение "Чертовой куклы". Предполагалось, что будет трилогия, но существуют только два романа. Во втором романе еще больше отсылок к Достоевскому, название - это уже прямая аллюзия на "Бесов".

P.S. Извиние, что влезла в диалог... Интересное очень обсуждение!


название - это уже прямая аллюзия на "Бесов".


А с этого места поподробнее, пожалуйста. Чё за аллюзия? Чего-то я не улавливаю. Или просто Бесов плохо помню.
А про кого там чисто-конкретно? Наверно, про Михаила и Литту, да? И чего они будут вместе, или в лучших традициях русской литературы, поговорят-поговорят и разойдутся несчастными?

И ничего не извиню - правильно, что влезли! Я тута просто буду обсуждать его завтра, надо принести девчонкам светоч истины) А читать вторую часть неохота.


Чё за аллюзия?


В "Бесах" есть глава "Иван-царевич". Первоначально роман должен был называться "Утраченные иллюзии", и тогда он развивался бы, вероятно, примерно так, как Вы предполагаете:

в лучших традициях русской литературы, поговорят-поговорят и разойдутся несчастными

, потому что еще не время быть счастливыми) Но в итоге "Бесы" оказались настолько важными для понимания второго романа Гиппиус, что это она сама подчеркнула, вынеся в заглавие "Роман-царевич". Аллюзии на Достоевскго вообще бесконечны: власть, подмена Бога богочеловеком, эсеры (и т.п.), убийство (как зло и как необходимость) и т.д.... Но, кроме Дстоевского, "Рц" еще переполнен аллюзиями на Стивенсона "Приключения принца Флоризеля", через него на Шекспира(все тот же Флоризель), на Толстого ("Анна Каренина"), Чернышевского, естественно, на современность и не знаю уж на кого еще (даже с моим крошечным культырным контекстом ясно, что краткий обзор аллюзий и ременисценций только одного романа вылился бы в книжицу страниц на 600). Гиппиус раскрывается постепенно, и чем больше находишь в ее тексте цитат и аллюзий (насыщенность которыми была отмечена еще Е.Лундбергом), тем интереснее становится ее читать.

Вы спрашиваете про второй роман конкретно: Литта выйдет замуж - не за Михаила, и скропостижно станет вдовой, обретя юридическую свободу. Но это сухая "выжимка" из фабулы, сюжет намного сложнее и интереснее - это же один из ярчайших примеров символистской прозы!
(Ну, растеклась мыслию по древу, нет таланта - нет краткости :'-(.... )


роман должен был называться "Утраченные иллюзии"



Ой, пичалька... Прошу извинить, ввела в заблуждение: "Очарование истины" - об утраченных иллюзиях и поиске новых путей (с плавным переходом к третьему роману). Таков ЯКОБЫ был замысел Гиппиус, как считают некоторые литературоведы


Ага, вон оно как всё обернулось в судьбе Литты, спасибо за ответ!

А про аллюзии вообще вы меня потрясли) Очевидно, мой культурный контекст ваще микроскопический)