Больше рецензий

cat_in_black

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 августа 2021 г. 21:07

581

4 Семейное счастье или Книга Бытия?

Боязнь белого листа, словно барханы песка на бескрайней пустыне. Легкий ветерок сдувает следы, которые так трудно и почти невозможно кто-то оставил после себя. Тот, кто так долго переходил через безжизненное пространство, чтоб, войдя в Город Мира, рассказать несведущим, что страдание – есть воспитание Души. Шалом вам, Господа! Странный город – Иерусалим. Святыня трех религий, колыбель человеческой мудрости. Во что верить, в кого и когда. Еврейский народ раскидало по всей земле, не поймешь уже, к какой земле тянет и, какая кровь закипит первой. Господи, не задавай вопросы, тогда может быть и не найдешь на них ответы, потому как замысел Бога непостижим.

Эсав. Или все-таки Исав. Книга бытия описывает небольшую притчу о двух братьях-близнецах, по преданию, от которых род начнется для двух народов. Но кто первенец, а кто предатель? Кто носитель зла и что служило первопричиной предательства? Тонкое кружево переплетения семейных распрей, жизни и борьбы за существование. Люрексом в шерстяной пряже проглядывают материнские слезы за сыновей, делая каждую горсть родной земли ценней, чем грамм самого чистого золота. Обман, хитрость, слепое желание, алчность, зависть? Все это воплощение зла, которое одновременно присуще человеку и так отторгает его в ближнем. Парадоксы жизни, словно магический реализм в литературе – готовы на любое сумасбродство, шепча на ушко призраком Маркеса, что одиночество, в общем-то, не самое плохое, что выпало на ваши сто лет. Семья тебя породила, она же и потребует долг в конце пути, красными ниточками на запястье, потянет обратно в землю, к прародителю Аврааму и Саре, Исааку и Ревекке.

И вдруг ты понимаешь, что такое кровь, которая кричит. И не только понимаешь – ты ее слышишь.

Эта книга о боли. О самой сути человеческой боли, которая иголками и острыми лезвиями вошла глубже кровяных клеток эритроцитов. Фантомным пальцем Якова указывает на источник обиды, провоцируя грехи и пороки. Где же эта любовь, где ее форма? Здесь, в книге, это болезнь, которая заразным бредом промелькнет вначале, а потом поглотит всех окончательно. Всю свою жизнь семья Леви живет обидой, болью и липким страхом что-то изменить. Ежедневно входя в жаркое жерло печи, чтоб обгорелыми руками достать порцию хлебов, словно в наказание, бичуя себя тяжелейшим трудом. Предатель тот, кто не принял на себя переходящую из поколение в поколение власяницу, но вкусившей в детстве хлеб поколений, который вошел в кровь, и тянет магнитом обратно, в жар семейного очага. Так кто же воплощение древнего зла?

Авраам Леви, отец близнецов, ортодоксальный еврей, который женился на так называемой гойке – Саре, которую всю жизнь ненавидел за ее происхождение. Парадоксально, но видимо стремление к страданию передалось ему с кровью его народа, в конце жизни, оформившись в реальный боли – душевные и физические. Самые страшные испытания выпадают на долю их сыновей – близнецов. Разных, как солнце и луна, но связанных семейными узами, пуповиной матери, землей Обетованной. Весь рассказ ведется от имени одного из братьев, который эмигрировал в Америку, убегая от предательства брата. Второй близнец - Яков, отобравший по древнееврейской притче все, что дорого другому - женщину и семейное ремесло, в итоге испытывает всю человеческую боль, которая свалилась тяжелейшим булыжником после потери старшего сына и сонной болезни жены. Сложнейшие семейные переплетения, перемешанные с помутнением от горя, липким человеческим страхом приклеивает к существующей реальности и к каждой строчке романа. Он воспевает человеческую сущность, традиции еврейского народа, его обиду, вошедшую в днк поколений на генетическом уровне, семью, как награду и наказание.

"Эсав" – прежде всего – роман о любви. Почти все книги Шалева посвящены любви. Детству, семье, запутанным родственным отношениям, взрослению души, утратам и потерям, но прежде всего - любви.

Так написано в послесловии. Все есть любовь, только принявшая разные формы. Она отражается разными полутонами, маскируется под пороки, но карает особенно жестоко. Наказание ли это или просто человеческая сущность. Свой-чужой присуще практически всем народам. Человек – семья – народ. Вот что хотел сказать этой семейной сагой Шалев. Сохраняя свою самобытность, историю и очаг, где всегда будет свежая буханка хлеба, где хотя бы один из братьев будет на своей Земле оберегать покой предков - все еще возможно. Яков, который поддерживает традиции ремесла, где дрожжи были вывезены аж сто лет назад его матерью, Роми, которая на фотографии «запоминает» жизнь своего отца и своей семьи, тия Дудуч, вскормившая своим молоком целое поколение, даже могила старшего сына – пополнила реку боли и слез матерей, потерявших своих сыновей в бессмысленной жестокости судьбы. Да, и сам Эсав, рассказавший эту историю. Выдумал ли он ее или поделился своими воспоминаниями, а, может быть, рассказал притчу по-своему - никто теперь не узнает. Свою боль он выплеснул на страницах романа, свою любовь он оставил там же, на пыльных улочках маленького поселка, среди семейного кладбища, где на могильных плитах высечены имена его прародителей – Авраама и Сары. Он возвратился навсегда. Он вернулся домой, чтоб в итоге все искупить.

Могучее и ленивое, время катилось и катилось себе, а мы симпатичное дурачье, все пускали по нему свои кораблики. Там и сям, натыкаясь на препятствия, оно порождало небольшие заводи, которые сочинители называют «воспоминанием», или «томлением», или «надеждой», тогда как разумный читатель знает, что ничего там такого на самом деле нет и не стоит на этом застревать и расписывать.

Прочитано в рамках игры «Долгая прогулка» «Параноидальные ведомости», август.

Комментарии


Любил ли Авраам Сару?
Любил ли Яков Лею?
Любил ли Эсав Якова?