Больше рецензий

14 августа 2021 г. 15:46

1K

1

Русский современный автор. Премиальная литература. Серьезная и важная тема, которая в последнее время вызывает у меня живейший интерес: прошлое и механизмы человеческой памяти по работе с ним. Что могло пойти не так?

Оказывается, буквально все. Самое главное, что нужно знать об этой книге: она очень личная. Несмотря на то, что временами посягает на размышления о глобальных вещах. Это не исследование памяти и памятования, а сборник эссе на темы, которые Степановой кажутся связанными с этими проблемами. Для чтения подобных вещей нужен особый «коннект» с автором - некая общность не столько во взглядах, сколько в самом процессе мышления. Я надеялась, что этот коннект придет сам прямо в процессе чтения, но случилось что-то прямо противоположное.

Абсолютно чуждым оказался не столько выбор тем, сколько способ, которым Степанова на них рассуждает. Если вначале очаровываешься ее прекрасным, поэтичным языком, то уже на 15 странице понимаешь, что совершенно не видишь причинно-следственной связи между абзацами, а то и между предложениями. Только что мы говорили о фотографиях, которые автор нашла в альбоме умершей бабушки, спустя пять предложений она описывает свою поездку на еврейское кладбище, а через две страницы уже делится с нами любовью к произведениям Мандельштама. Пример не совсем точен, но суть он отражает.

Я искренне убеждена, что каждый имеет право размышлять о чем хочет, сколько хочет, и теми словами, которыми хочет, но мне не повезло кардинальным образом разойтись с Марией Степановой по всем этим пунктам. Поэтому я могла воспринимать ее текст только как неоправданно многословное самолюбование.

Своей книгой Степанова дает право на существование любой семейной истории, сколь бы «обычны» не были населяющие ее люди. И в то же время сокрушается над тем, сколь много все сейчас озабочены оставлением памяти о себе, сколь сильно соцсети забиты фотографиями, себяшками, сторисами и прочим «бесценным» контентом. Вообще всю книгу авторка столько бьется в мучительных рассуждениях по поводу того, что и в каком количестве нужно помнить, что в какой-то момент это начинает походить на оправдание. Оправдание за то, что решила вынести на всеобщее обозрение себя в таком объеме и в такой концентрации, тем самым уподобиться всем тем, кто делает однотипные селфи.

Единственный и ничего не меняющий плюс книги состоит в том, что с ее страниц мне-таки удалось понадергать интересных личностей, о чьей жизни и творчестве хотелось бы в дальнейшем узнать больше: Франческа Вудман, Шарлотта Соломон, Джозеф Корнелл. Однако, куда больше я была бы рада, если бы мне удалось узнать о них не ценой стольких скучных часов перелистывания страниц этой замороченной книги.

Комментарии


Просто +1